Экологический практикум

Содержание практикума предусматривает реальную практико-ориентированную деятельность учащихся по оценке экологического состояния окружающей среды, изучению влияния её на собственное здоровье, выполнению старшеклассниками социально значимых проектов, которые служат посильному улучшению экологического состояния своего окружения, экономии природных ресурсов. Практикум обладает значительным потенциалом для социализации школьников, развития их самостоятельности, становлению гражданской ответственности и активной жизненной позиции молодёжи.

Экологический практикум школьника

«Экологический практикум школьника» содержит 15 практических работ по основным направлениям поисковой и исследовательской деятельности экологической направленности; работы состоят из ряда заданий, дифференцированных по уровням сложности и познавательной самостоятельности учащихся.

Модульный характер экологических курсов в системе предпрофильной подготовке и профильного обучения старшеклассников позволяет обучающимся самостоятельно проектировать индивидуальный образовательный маршрут с учётом необходимости достижения требований государственного образовательного стандарта и потребностей, интересов, индивидуальных особенностей учащихся.

Программа курсов по выбору предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов «Экологический практикум школьника» (36 часов):

  • раздел «Классическая экология» — работы № 1-4;
  • раздел «Социальная экология» — работа № 5-8, 13;
  • Раздел «Экология человека» — работы № 9-11;
  • Раздел «Экология города (Урбоэкология)» — работа № 12;
  • Раздел «Геоэкология» — работа № 14;
  • Работа «Социальная практика» интегрирует в себе содержание многих разделов, в основном — социальной экологии.

Разделы:

  1. Специфика влияния факторов городской среды на растения

    Согласно последней переписи населения, 73 % населения России живёт в городах. В учебниках приведены примеры влияния абиотических факторов на живые организмы, которые находятся в естественных условиях обитания. Существует ли специфика влияния факторов неживой природы на организмы, чьим местом обитания стал город? Возможно ли своими силами выявить это влияние?

  2. Возможно ли пронаблюдать и предсказать изменения природных сообществ?

    На примере экологических систем можно увидеть изменения как универсальное свойство природы на протяжении жизни человека. Эти изменения (в науке их называют сукцессии) можно наблюдать лично непосредственно в течение ряда лет (например, на дачном участке, где вы ежегодно отдыхаете), а можно провести опрос людей, которые помнят, какой была исследуемая местность несколько десятков лет назад). Подчас сукцессии своими экологически неграмотными действиями вызывают сами люди. Изучение сукцессий позволит вам спрогнозировать состояние окружающей среды в будущем.

  3. Каково состояние экосистем и как влияют на них рекреационные нагрузки?

    Наверное, почти все любят гулять в лесу, купаться и загорать на берегу реки или озера, собирать грибы и ягоды. А какова реакция природного комплекса на наш приход в гости? Можно ли уменьшить отрицательные последствия влияния нашего отдыха на природе?

  4. Участие живых организмов в круговороте веществ

    Почему на Земле в течение нескольких миллиардов лет существует жизнь? Почему при относительном постоянстве жизненных ресурсов возможна эволюция? Как появление человека сказалось на круговороте химических элементов в природных циклах? Согласны ли Вы с высказыванием В.И. Вернадского: " На земной поверхности нет химической силы, более постоянно действующей, а потому и более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом«?

  5. Каким воздухом мы дышим?

    Что нужнее человеку — живой мир нашей планеты, земля, недра, вода или воздух? Наверное, все! Без них невозможно не только наше развитие, но и сама жизнь. Однако атмосфера имеет особое значение. Она является резервуаром кислорода — необходимого компонента протекающих в живом организме окислительно-восстановительных реакций, и, кроме того, выполняет защитные функции. Несомненно, что экологическое состояние, «чистота» воздуха имеет чрезвычайно важное значение. Это подтверждают и уважаемые медики, говоря, что именно от состояния воздушной среды зависят практически все заболевания органов дыхания.

  6. Каково экологическое состояние воды, которую мы пьём?

    Аристотель считал воду одним из основных элементов мироздания. Трудно с ним не согласиться. Земля почти на три четверти покрыта водой. Она входит в состав всех живых организмов. Человек примерно на 65 % состоит из воды. Эмбрион состоит из воды на 97 %. Общий объем воды, потребляемый человеком в сутки при питье и с пищей, составляет 2-2,5 л. Потеря 10 % воды может привести к необратимым изменениям в организме, а потеря 15-20 % приводит к смерти. Чрезвычайно важным вопросом для любого человека является качество потребляемой воды.

  7. Говорят почва — «кожа Земли». Хороша ли эта кожа?

    Как говорил в своё время В. В. Докучаев, почва — есть продукт совокупной деятельности грунта, климата, растительности и животных организмов... Процесс почвообразования достаточно долговременный. Природе необходимо примерно 100-200 лет (в зависимости от условий природной зоны) для создания слоя почвы толщиной всего в 1 см. В связи с этим становится понятно, почему мы должны быть особо внимательны к экологическому состоянию почвы.

  8. Как измерить радиацию?

    Слово радиация у большинства людей вызывает страх. Человечество помнит ядерные взрывы в Хиросиме и Нагасаки, возникшие после них мутации и рождение детей с опаснейшими дефектами после этих взрывов, угрозу атомной войны в середине ХХ века, аварию на Чернобыльской АЭС; террористы и сейчас грозят ядерными взрывами. Даже в обычной жизни при медицинских обследованиях, при просмотре телевизоров и у экранов компьютера и многих других приборов мы получаем определённую дозу облучения.

  9. Определение антропогенного загрязнения окружающей среды

    Человек в процессе трудовой деятельности всегда изменял окружающую среду. Однако сейчас размеры антропогенного воздействия достигли такого размаха, что человечество стало ведущей геологической силой на планете. Но научно-технический прогресс и комфорт жизни человека имеет и оборотную, негативную, сторону. Человечество выбрасывает в окружающую среду множество веществ, многие из которых чужды природе и не разлагаются естественным путём. Человечество, по сути, живёт в своих отбросах, но это противоестественно. Среди этих миллиардов тонн есть и вклад каждого из нас. Так, в конце ХХ века на каждого горожанина в Петербурге приходилась 1 тонна бытового мусора. Как можно выявить основных загрязнителей в нашем окружении? Как сократить загрязнение окружающей среды? Ответы на эти вопросы даст выполнение этой лабораторной работы.

  10. Что можно узнать о своём здоровье?

    Каждый человек знает, что здоровье — это ценность. Но сохранить его не так уж и просто, поэтому у многих людей возникают болезни. Лечением больных занимается медицина. Однако каждый человек в силах позаботиться о себе сам и не допустить заболевания. Для этого надо как можно больше знать о своём здоровье и использовать доступные методы его сохранения и улучшения.

  11. Как можно оценить своё рабочее место в классе?

    Основное рабочее место ученика в школе и дома — его рабочий стол. За работой учащиеся проводят подчас несколько часов подряд. Плохая организация труда на рабочем месте может привести к физической и умственной усталости и даже к ухудшению здоровья. Важно знать, как грамотно оценить рабочее место.

  12. Экологическая оценка классной комнаты

    Самочувствие, работоспособность и состояние здоровья зависят от качества среды в классе, где находится рабочее место. Характеристик среды в классе не так уж и мало. Это объем помещения, отделка, микроклимат, освещённость, качество воздуха. Самим учащимся по силам выяснить качество окружающей среды в классе.

  13. Экологическое состояние пришкольной территории

    Исключительно редко, особенно в больших городах, школа расположена вдали от жилых домов, автодорог, магазинов и даже промышленных предприятий. Узнать о качестве окружающей среды можно по изменениям, которые происходят с растениями при её ухудшении. Для лишайников большое значение имеет состав окружающего их воздуха. Нам следует задуматься: сегодня стало хуже растениям и лишайникам, а завтра...? Изучив экологическое состояние пришкольной территории, старшеклассники смогут многое сделать для его улучшения.

  14. Составление геоэкологических карт территории

    Как можно наглядно представить экологическое состояние окружающей среды на определённой территории? Для этого можно использовать картографический метод, который применяется во многих исследованиях, в том числе в экологических. Существует три группы геоэкологических карт: карты природы, карты антропогенных нагрузок, карты последствий воздействия человека на природу. Их можно составить самим.

  15. Как можно использовать экологические знания и умения в быту?

    Дом, квартира — это то место, где мы обычно чувствуем себя наиболее защищёнными. Но всегда ли наш дом, наша квартира экологически безопасны? Иногда мы сами своими действиями, следуя устоявшимся традициям, вызываем появление экологически опасных факторов. В своё время ЮНЕСКО приняла в качестве своего девиза слова «Мысли глобально, действуй локально». Каковы же правила экологически грамотного поведения в быту, на улице, на садовом участке?


 

Эффект превегетации: Экологические последействия / В монографии представлены результаты изучения основных закономерностей воздействия факторов среды, участвующих в формировании фенотипа растений материнского поколения на рост и развитие растений потомственного поколения. Рассмотрены особенности влияния на фенотип особи лимитирующих факторов среды: тЭффект превегетации: Экологические последействия
В монографии представлены результаты изучения основных закономерностей ...
Environmental Mercury Exposure of Terrestrial Life Forms / Although thirty years of research has concluded that aquatic life forms contain mercury, the impact of gaseous mercury emissions from industrial and mobile sources on terrestrial life forms has been largely ignored. An analysis of Magicicada septendecium, Magicicada cassinii, and Magicicada septendeEnvironmental Mercury Exposure of Terrestrial Life Forms
Although thirty years of research has concluded that aquatic life forms contain mercury, the impact of gaseous mercury emissions from industrial and ...
Тропы заповедные / Автор, проработавший много лет в заповедниках Западного Тянь-Шаня, делится впечатлениями о природе этого замечательного уголка нашей страны, о его климате, растительности, животном мире. Жизнь природы описывается в её сезонном развитии. Даётся представление о высотной поясности, присущей всем горнымТропы заповедные
Автор, проработавший много лет в заповедниках Западного Тянь-Шаня, делится ...