Эколого-просветительская деятельность

Особо охраняемые природные территории России — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Вернуться в раздел «Особо охраняемые природные территории (ООПТ)»

Эколого-просветительская деятельность

В соответствии с действующим законодательством государственные природные заповедники являются эколого-просветительскими учреждениями. Эколого-просветительская деятельность входит в число основных задач, возложенных на заповедники. Деятельность, отвечающая задачам эколого-просветительской работы, была в той или иной мере свойственна российским заповедникам на всем протяжении их истории.

Государственные заповедники обладают специфическими возможностями, позволяющими сформировать уникальную образовательную среду для работы с населением. Такая образовательная среда обусловливается как собственно миром дикой природы данной территории, так и штатом квалифицированных специалистов.

Немаловажную роль в деле развития этой деятельности играет создание нормативной базы для её осуществления. Особенно активизировался этот процесс в последние 9 лет, начиная с принятия нового Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации. В 1993 г. в адрес ряда директоров заповедников направлено инструктивное письмо Минприроды России «Об усилении эколого-просветительской деятельности в заповедниках», котором, в частности, были перечислены конкретные направления работы, выполняемые с учётом специфики заповедников, и поручено сформировать специализированные подразделения по эколого-просветительской деятельности. В 1995 г. принят Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», которым заповедники впервые определены и в качестве эколого-просветительских учреждений. В 1998 г. Госкомэкологией России и Рослесхозом утверждена «Концепция работы государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации по экологическому просвещению населения».

В 1999 г. Госкомэкологии России утверждены «Рекомендации по организации и ведению эколого-просветительской деятельности в государственных природных заповедниках Госкомэкологии России». В указанных документах обозначены цели и задачи, основные направления, порядок организации и финансирования эколого-просветительской деятельности. В 2000 г. постановлением Минтруда России согласованы Дополнения в разряды оплаты труда Единой тарифной сетки и тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников государственных природных заповедников, где определены тарифно-квалификационные требования по должностям работников отделов экологического просвещения.

За последние годы эколого-просветительская работа в заповедниках России приобрела целенаправленный и масштабный характер, широкую социальную направленность.

В 1999 г. обособленные специализированные подразделения (отделы, сектора), специализирующиеся в области эколого-просветительской деятельности, действовали в 70 заповедниках, а среднее количество работающих по этому направлению сотрудников, составило 3 человека на заповедник.

Значительно активизировалась работа заповедников со средствами массовой информации, за последние 4 года число выступлений в печати и в электронных СМИ возросло в 3-4 раза. Ряд заповедников самостоятельно издаёт информационные бюллетени, газеты, приложения к региональным и местным изданиям, рассчитанные на различные круги местного на-селения, а также систематически поддерживает собственную рубрику природоохранной тематики в местных и региональной прессе.Продолжало развиваться музейное дело, формировалась сеть «визит-центров» и информационных пунктов для посетителей, широко практиковалась организация и размещение заповедниками тематических выставок, ориентированных на различные слои населения.

Существенно улучшилось оснащение заповедников фото- и видеотехникой, возросло число подготовленных видеофильмов. В 1999 г. на территориях 69 заповедников проводились (главным образом сторонними организациями) съёмки видео — и фотосюжетов природо-охранного характера, в большинстве заповедников имеются копии отснятых материалов. Значительно увеличилось количество и качество выпускаемой заповедниками рекламно-информационной продукции.

Как одно из самых значимых направлений эколого-просветительской работы получила развитие работа со школьниками. Широкую практику получили ведение сотрудниками заповедников факультативных и внешкольных занятий с детьми, проведение викторин, конкурсов, олимпиад, работа с юннатскими кружками, проведение школьных экологических лаге-рей и экспедиций. Также широко развивалось взаимодействие заповедников с учительским корпусом и органами образования. Начиная с 1995 года заповедники принимают участие в «Марше парков» — международной акции, призванной привлечь внимание граждан и властных структур к проблемам сохранения уникальных природных комплексов и объектов, расширяется участие заповедников в организации и проведении мероприятий, приуроченных к другим природоохранным праздникам и датам.

Начиная с 1994 года систематически организовывались и проводились методические семинары и курсы повышения квалификации для специалистов заповедников, работающих в сфере экологического просвещения, как всероссийского, так и регионального уровня. В организации и проведении этих мероприятий исключительную роль играли неправительственные организации, работавшие в тесном контакте с государственными органами, а также региональные ассоциации заповедников и национальных парков. В 1999 году сотрудники 37 заповедников повысили свою квалификацию на различных семинарах и курсах. Также расширялась практика организации систематических выездов специалистов российских заповедников за рубеж для изучения опыта эколого-просветительской деятельности и работы с населением.

В последние годы дополнительное развитие получила экскурсионно-туристическая деятельность заповедников. По состоянию на 1999 год 76 заповедников определили на специально выделенных участках экологические тропы и маршруты. Большое значение придается обустройству экологических троп (маршрутов), а также организации их на территории охранных зон или на сопредельных территориях с целью снижения прессинга на территорию самого заповедника.

В 1999 году туристические группы посетили 64 заповедника, при этом иностранные туристы посетили 47 заповедников. Общее число посетителей заповедников составило свыше 140 тысяч, в том числе иностранцев — свыше 5 тысяч человек. За последние годы различными организациями был профинансирован целый ряд проектов по развитию экологического туризма в заповедниках. Первый такой проект был выполнен в заповедниках Дальнего Востока в 1996-1998 годах. Реализация проекта позволила определить возможности и особенности развития экологического туризма в заповедной системе, сформулировать основные проблемы, которые стоят на пути продвижения практики устойчивого туризма, наметить пути дальнейшей деятельности.

Опыт проекта с 1998 по 2000 год успешно тиражировался в другие регионы — в заповедники Хабаровского края и Амурской области, Алтае-Саянского региона, Северного Кавказа; разработана программа развития экологического просвещения и экотуризма на базе Тебердинского заповедника. Во многом благодаря реализации ряда проектов произошли существенные сдвиги в продвижении идей экологического туризма. Разработано более 100 маршрутов по заповедникам таких регионов как Дальний Восток, Алтай, Хакасия, Красноярский край, Тува и Байкал. Впервые маршруты по заповедникам России были представлены на международной туристической ярмарке в Москве в марте 2000 г. Открыты страницы в Интернете с соответствующей информацией о заповедниках, опубликована серия статей о возможностях познавательного туризма в них.

В целом эколого-просветительская деятельность заповедников на современном этапе имеет ярко выраженный социальный заказ и значительный позитивный отклик на местном, региональном, общероссийском и международном уровнях. В то же время, дальнейшее развитие этого важного направления работы заповедников сталкивается с рядом проблем, к числу которых следует отнести:

  • архаичную идеологию, противопоставляющую заповедники социуму;
  • невысокую профессиональную квалификацию значительной части работников заповедников, осуществляющих эколого-просветительскую работу;
  • слабое обобщение и использование имеющегося отечественного и зарубежного опыта;
  • непонимание многими руководителями заповедников реальной значимости и возможностей эколого-просветительской деятельности;
  • недостаточный уровень планирования соответствующей работы.

Определённая проблема связана и с развитием эколого-экскурсионной деятельности и познавательного туризма. На сегодня во многих заповедниках имеется слабое представление о сущности экотуризма и о принципах его организации. В то же время, нередко имеет место спонтанное развитие экологического туризма и многие, по-прежнему, рассматривают этот вид деятельности, главным образом, как источник дополнительного дохода. В этом заключается серьёзная опасность. Без должного планирования и управления, при отсутствии знаний и опыта в этой специфической сфере деятельности, познавательный туризм не может обеспечить существенных экономических преимуществ и заповеднику, и местному населению. Вместо этого, он может нанести непоправимый ущерб уникальным экосистемам и дискредитировать саму идею развития экологического туризма.


Вернуться в раздел «Особо охраняемые природные территории (ООПТ)»


 

Мониторинг органических загрязнений природной среды. 500 методик / В практическом руководстве представлены более 500 экоаналитических методик определения приоритетных органических загрязнений природной среды (питьевая вода, природные и сточные воды, почвы, донные отложения, бытовые и опасные промышленные отходы, атмосферный воздух, воздух рабочей зоны и промышленныМониторинг органических загрязнений природной среды. 500 методик
В практическом руководстве представлены более 500 экоаналитических методик ...
Живой покров Земли / Книга известного советского учёного, доктора биологических наук, вице-президента Всесоюзного общества почвоведов, профессора Б. Г. Розанова посвящена одной из актуальнейших научных проблем — рациональному использованию почвы. Школьники узнают о её важной роли в жизни людей, о том, что делают учёные-Живой покров Земли
Книга известного советского учёного, доктора биологических наук, вице-президента ...
Всё о национальных парках / Читатель узнает, какие проблемы стоят перед современным обществом по сохранению окружающей среды, по созданию национальных парков, ознакомится с работой по их обустройству для отдыха трудящихся. Издание рассчитано на самые широкие круги читателей.Всё о национальных парках
Читатель узнает, какие проблемы стоят перед современным обществом по сохранению ...