Эколого-просветительская деятельность

Особо охраняемые природные территории России — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Вернуться в раздел «Особо охраняемые природные территории (ООПТ)»

Эколого-просветительская деятельность

В соответствии с действующим законодательством государственные природные заповедники являются эколого-просветительскими учреждениями. Эколого-просветительская деятельность входит в число основных задач, возложенных на заповедники. Деятельность, отвечающая задачам эколого-просветительской работы, была в той или иной мере свойственна российским заповедникам на всем протяжении их истории.

Государственные заповедники обладают специфическими возможностями, позволяющими сформировать уникальную образовательную среду для работы с населением. Такая образовательная среда обусловливается как собственно миром дикой природы данной территории, так и штатом квалифицированных специалистов.

Немаловажную роль в деле развития этой деятельности играет создание нормативной базы для её осуществления. Особенно активизировался этот процесс в последние 9 лет, начиная с принятия нового Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации. В 1993 г. в адрес ряда директоров заповедников направлено инструктивное письмо Минприроды России «Об усилении эколого-просветительской деятельности в заповедниках», котором, в частности, были перечислены конкретные направления работы, выполняемые с учётом специфики заповедников, и поручено сформировать специализированные подразделения по эколого-просветительской деятельности. В 1995 г. принят Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», которым заповедники впервые определены и в качестве эколого-просветительских учреждений. В 1998 г. Госкомэкологией России и Рослесхозом утверждена «Концепция работы государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации по экологическому просвещению населения».

В 1999 г. Госкомэкологии России утверждены «Рекомендации по организации и ведению эколого-просветительской деятельности в государственных природных заповедниках Госкомэкологии России». В указанных документах обозначены цели и задачи, основные направления, порядок организации и финансирования эколого-просветительской деятельности. В 2000 г. постановлением Минтруда России согласованы Дополнения в разряды оплаты труда Единой тарифной сетки и тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников государственных природных заповедников, где определены тарифно-квалификационные требования по должностям работников отделов экологического просвещения.

За последние годы эколого-просветительская работа в заповедниках России приобрела целенаправленный и масштабный характер, широкую социальную направленность.

В 1999 г. обособленные специализированные подразделения (отделы, сектора), специализирующиеся в области эколого-просветительской деятельности, действовали в 70 заповедниках, а среднее количество работающих по этому направлению сотрудников, составило 3 человека на заповедник.

Значительно активизировалась работа заповедников со средствами массовой информации, за последние 4 года число выступлений в печати и в электронных СМИ возросло в 3-4 раза. Ряд заповедников самостоятельно издаёт информационные бюллетени, газеты, приложения к региональным и местным изданиям, рассчитанные на различные круги местного на-селения, а также систематически поддерживает собственную рубрику природоохранной тематики в местных и региональной прессе.Продолжало развиваться музейное дело, формировалась сеть «визит-центров» и информационных пунктов для посетителей, широко практиковалась организация и размещение заповедниками тематических выставок, ориентированных на различные слои населения.

Существенно улучшилось оснащение заповедников фото- и видеотехникой, возросло число подготовленных видеофильмов. В 1999 г. на территориях 69 заповедников проводились (главным образом сторонними организациями) съёмки видео — и фотосюжетов природо-охранного характера, в большинстве заповедников имеются копии отснятых материалов. Значительно увеличилось количество и качество выпускаемой заповедниками рекламно-информационной продукции.

Как одно из самых значимых направлений эколого-просветительской работы получила развитие работа со школьниками. Широкую практику получили ведение сотрудниками заповедников факультативных и внешкольных занятий с детьми, проведение викторин, конкурсов, олимпиад, работа с юннатскими кружками, проведение школьных экологических лаге-рей и экспедиций. Также широко развивалось взаимодействие заповедников с учительским корпусом и органами образования. Начиная с 1995 года заповедники принимают участие в «Марше парков» — международной акции, призванной привлечь внимание граждан и властных структур к проблемам сохранения уникальных природных комплексов и объектов, расширяется участие заповедников в организации и проведении мероприятий, приуроченных к другим природоохранным праздникам и датам.

Начиная с 1994 года систематически организовывались и проводились методические семинары и курсы повышения квалификации для специалистов заповедников, работающих в сфере экологического просвещения, как всероссийского, так и регионального уровня. В организации и проведении этих мероприятий исключительную роль играли неправительственные организации, работавшие в тесном контакте с государственными органами, а также региональные ассоциации заповедников и национальных парков. В 1999 году сотрудники 37 заповедников повысили свою квалификацию на различных семинарах и курсах. Также расширялась практика организации систематических выездов специалистов российских заповедников за рубеж для изучения опыта эколого-просветительской деятельности и работы с населением.

В последние годы дополнительное развитие получила экскурсионно-туристическая деятельность заповедников. По состоянию на 1999 год 76 заповедников определили на специально выделенных участках экологические тропы и маршруты. Большое значение придается обустройству экологических троп (маршрутов), а также организации их на территории охранных зон или на сопредельных территориях с целью снижения прессинга на территорию самого заповедника.

В 1999 году туристические группы посетили 64 заповедника, при этом иностранные туристы посетили 47 заповедников. Общее число посетителей заповедников составило свыше 140 тысяч, в том числе иностранцев — свыше 5 тысяч человек. За последние годы различными организациями был профинансирован целый ряд проектов по развитию экологического туризма в заповедниках. Первый такой проект был выполнен в заповедниках Дальнего Востока в 1996-1998 годах. Реализация проекта позволила определить возможности и особенности развития экологического туризма в заповедной системе, сформулировать основные проблемы, которые стоят на пути продвижения практики устойчивого туризма, наметить пути дальнейшей деятельности.

Опыт проекта с 1998 по 2000 год успешно тиражировался в другие регионы — в заповедники Хабаровского края и Амурской области, Алтае-Саянского региона, Северного Кавказа; разработана программа развития экологического просвещения и экотуризма на базе Тебердинского заповедника. Во многом благодаря реализации ряда проектов произошли существенные сдвиги в продвижении идей экологического туризма. Разработано более 100 маршрутов по заповедникам таких регионов как Дальний Восток, Алтай, Хакасия, Красноярский край, Тува и Байкал. Впервые маршруты по заповедникам России были представлены на международной туристической ярмарке в Москве в марте 2000 г. Открыты страницы в Интернете с соответствующей информацией о заповедниках, опубликована серия статей о возможностях познавательного туризма в них.

В целом эколого-просветительская деятельность заповедников на современном этапе имеет ярко выраженный социальный заказ и значительный позитивный отклик на местном, региональном, общероссийском и международном уровнях. В то же время, дальнейшее развитие этого важного направления работы заповедников сталкивается с рядом проблем, к числу которых следует отнести:

  • архаичную идеологию, противопоставляющую заповедники социуму;
  • невысокую профессиональную квалификацию значительной части работников заповедников, осуществляющих эколого-просветительскую работу;
  • слабое обобщение и использование имеющегося отечественного и зарубежного опыта;
  • непонимание многими руководителями заповедников реальной значимости и возможностей эколого-просветительской деятельности;
  • недостаточный уровень планирования соответствующей работы.

Определённая проблема связана и с развитием эколого-экскурсионной деятельности и познавательного туризма. На сегодня во многих заповедниках имеется слабое представление о сущности экотуризма и о принципах его организации. В то же время, нередко имеет место спонтанное развитие экологического туризма и многие, по-прежнему, рассматривают этот вид деятельности, главным образом, как источник дополнительного дохода. В этом заключается серьёзная опасность. Без должного планирования и управления, при отсутствии знаний и опыта в этой специфической сфере деятельности, познавательный туризм не может обеспечить существенных экономических преимуществ и заповеднику, и местному населению. Вместо этого, он может нанести непоправимый ущерб уникальным экосистемам и дискредитировать саму идею развития экологического туризма.


Вернуться в раздел «Особо охраняемые природные территории (ООПТ)»


 

Water, Life Force / Book DescriptionA celebration of water and its many roles in the human and natural world. Water, one of the most temperamental and powerful substances on earth, is under extraordinary pressure today. The lyrical and informative writing draws upon literary, historical, and folkloric sources about allWater, Life Force
Book DescriptionA celebration of water and its many roles in the human and natural world. Water, one of the most temperamental and powerful substances ...
Влияние экологически неблагоприятной среды на интеллектуальное развитие детей / В монографии представлены материалы исследования комплексного влияния жизненной среды территорий региона экологического неблагополучия (Читинской области) на развитие интеллекта младших школьников. Показано, что физическая среда региона экологического неблагополучия, имея негативные физико-химическиВлияние экологически неблагоприятной среды на интеллектуальное развитие детей
В монографии представлены материалы исследования комплексного влияния ...
Современные почвенные процессы в биогеоценозах Кольского полуострова / В монографии рассказано о том, что впервые в условиях Субарктики проведены многолетние комплексные исследования современных процессов в почвах: динамики их состава и свойств, водной миграции химических элементов в пределах почвенного профиля, трансформации органического вещества и формирования гумусСовременные почвенные процессы в биогеоценозах Кольского полуострова
В монографии рассказано о том, что впервые в условиях Субарктики проведены ...