Охранная деятельность национальных парков

Особо охраняемые природные территории России — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Вернуться в раздел «Особо охраняемые природные территории (ООПТ)»

Охранная деятельность национальных парков

Охрана природных комплексов и объектов на территории национальных парков осуществляется специальной государственной инспекцией (службой охраны) по охране территории национальных парков, работники которой входят в штат национальных парков.

Государственная инспекция осуществляет охрану на всей территории национальных парков, включая земли иных собственников и пользователей, находящиеся в границах национальных парков.

Охранная деятельность в границах национального парка и его охранной зоны осуществляется национальным парком самостоятельно. При этом парк осуществляет необходимое взаимодействие с контрольно-инспекционными службами территориальных органов МПР России, органами рыбоохраны и государственного охотничьего надзора, а также с органами внутренних дел.

Охрана историко-культурных объектов на территориях национальных парков осуществляется службой охраны парка совместно (или по согласованию) с государственными органами охраны памятников истории и культуры.

Работники государственных инспекций по охране территорий национальных парков наделены значительными правами, в том числе задержания лиц, нарушивших законодательство, составления протоколов об административных правонарушениях, приостановления хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей режиму особой охраны национальных парков, изъятия у нарушителей орудий и продукции незаконного природопользования, транспортных средств и соответствующих документов, проведения досмотра вещей, транспортных средств и личного досмотра задержанных, наложения административных штрафов за экологические правонарушения, использования в установленном порядке табельного оружия и специальных средств.Инспекция должна состоять из специализированной центральной оперативной группы (одной или нескольких) и территориальных подразделений, осуществляющих систематическое патрулирование. Конкретные формы и методы контрольно-инспекционной работы в каждом национальном парке определяются с учётом их индивидуальной специфики (ландшафтные и ресурсные особенности, плотность населения, местные традиции и др.).

Деятельность по охране территории национального парка следует планировать на основе информации по случаям незаконного проникновения, учитывая расположение подъездных путей, коммуникаций, климатические условия и ресурсы, требующие охраны. Кроме этого необходимо принимать во внимание динамику возможного развития ситуации. В процессе планирования, на основе анализа имеющейся информации и с привлечением ведущих специалистов парка, должны определяться не только направления маршрутов патрулирования, но также численность патрульных групп, конкретные сроки и продолжительность патрулирования.

Такое планирование осуществляется при разработке Плана управления и ежегодно уточняется при оперативном планировании.Повышению эффективности работы службы охраны национальных парков способствует ведение различного рода баз данных, в которых находят отражение сведения о маршрутах патрулирования, нарушениях режима и других проблемах. Необходимо стремиться к созданию таких баз данных в рамках разрабатываемых геоинформационных систем. Это позволит на новом качественном уровне осуществлять регулярный анализ эффективности режима охраны и быстрее реагировать на происходящие изменения.

Деятельность государственных инспекторов по охране территории национального парка не может ограничиваться только инспекционными функциями. Специфика их работы предполагает регулярное общение с посетителями парка и местным населением. От того, насколько квалифицированно и успешно ведётся такое общение, во многом зависит деятельность национального парка в целом. Расширение круга обязанностей, возлагаемых на инспектора, требует изменения отношения к роли и функциям этой должности в структуре управления национальным парком. Возможно, потребуется некоторая специализация внутри штата инспекторов. В этой связи требует совершенствования система подготовки и переподготовки кадров для работы государственным инспектором.

Задача организации эффективной охраны природных и историко-культурных комплексов и объектов в ближайшие годы будет оставаться одной из приоритетных задач, стоящих перед национальными парками.

Повышению эффективности работы в сфере организации охранной деятельности национальных парков будет способствовать решение вопросов:

  • о коренном пересмотре системы оплаты труда государственных инспекторов по охране территорий национальных парков;
  • по усилению материального и морального стимулирования инспекторского состава за счёт бюджетных и внебюджетных источников финансирования;
  • по совершенствованию системы повышения профессиональной квалификации инспекторского состава национальных парков на федеральном и региональном (межрегиональном) уровнях.


Вернуться в раздел «Особо охраняемые природные территории (ООПТ)»


 

Наука и удивительное / Книга рассказывает о том, как устроен мир, как человек понимает природу, о том, как эволюционируют живые организмы. Книга затрагивает вопросы биологии, химии, физики.Наука и удивительное
Книга рассказывает о том, как устроен мир, как человек понимает природу, о том, как ...
Осадки сточных вод и другие нетрадиционные органические удобрения / В книге приведён эколого-экономический анализ различных методов утилизации осадков сточных вод (ОСВ) с оценкой мировой практики применения этих методов. В России применение ОСВ в агрикультуре составляет лишь около 5 %. При резком дефиците минеральных и органических удобрений раскрыты новые возможносОсадки сточных вод и другие нетрадиционные органические удобрения
В книге приведён эколого-экономический анализ различных методов утилизации ...
Психологический статус человека на территориях экологического неблагополучия / В настоящей монографии представлены материалы исследования комплексного влияния, которое жизненная среда территорий региона экологического неблагополучия (Читинской области) оказывает на психологический статус человека. Исследование проведено на выборке, составленной из детей дошкольного, младшего шПсихологический статус человека на территориях экологического неблагополучия
В настоящей монографии представлены материалы исследования комплексного ...