Развитие сети национальных парков

Особо охраняемые природные территории России — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Вернуться в раздел «Особо охраняемые природные территории (ООПТ)»

Развитие сети национальных парков

Целью построения сети национальных парков в Российской Федерации является максимальный охват имеющегося в стране природного разнообразия и сохранение наиболее ценных объектов природного и культурного наследия, имеющих наивысшую эстетическую, экологическую, научную и культурную значимость.

Все предложения по созданию новых национальных парков должны оцениваться на соответствие по ряду специфических критериев. В первую очередь необходимо установить степень ценности и уникальности территории будущего национального парка.

Для такого признания она должна отвечать всем или подавляющему большинству нижеприведённых требований:

  • хорошая сохранность природных комплексов (малонарушенная природа занимает большую часть площади, присутствуют один или несколько достаточно крупных участков нетронутой природы);
  • значительное ландшафтное разнообразие (присутствие сильно расчленённого рельефа с выраженными высотными растительными поясами, наличие многочисленных озёр, приморские районы с архипелагами и островами, участки глубоковрезанных русел крупных рек;
  • высокий уровень биологического разнообразия (сочетание участков-эталонов, репрезентативных для соответствующего ландшафтного региона, с уникальными объектами растительного и животного мира);
  • уникальность генетических ресурсов (присутствуют местообитания редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе внесённых в международную Красную книгу и Красную книгу России, а также видов, охраняемых по международным конвенциям и т.п.);
  • высокая рекреационная пригодность (территория располагает отличными возможностями для широкого набора рекреационных занятий, включая туризм);
  • живописность, высокие эстетические достоинства (наличие значительного количества природных феноменов с уникальными визуальными характеристиками, высокое пейзажное разнообразие и исключительные эстетические качества местности в целом, органичные вкрапления ценных участков культурного ландшафта);
  • комфортность природно-климатических условий (благоприятность климата и отсутствие серьёзных факторов, лимитирующих рекреационную деятельность);
  • историко-культурная ценность (наличие особо ценных объектов культурного наследия — выдающихся памятников истории, культуры, археологии, садово-паркового и инженерного искусства).

Кроме того, в целях обеспечения условий эффективного управления территорией национального парка целесообразно его внешние границы по возможности устанавливать по естественным рубежам, не перегружая их большим количеством поворотов, а саму территорию формировать единым массивом. Организация национального парка из нескольких разрозненных участков возможна в отдельных случаях, но эти предложения требуют наряду с экологической экспертизой более серьёзной оценки с точки зрения организации охраны и управления.

Выбирая территорию национального парка, необходимо также учитывать, насколько условия социально-экономического развития региона не препятствуют принятию решения о прекращении или резком ограничении хозяйственного использования природных ресурсов.

Российская Федерация располагает огромной территорией, характеризующейся значительным природно-климатическим разнообразием. Относительно высокая степень сохранности природных комплексов, даже при весьма жёстких критериях отбора, позволит придать статус национального парка многим действительно ценным и уникальным природным территориям.

Объявить национальными парками все пригодные для этого территории одновременно вряд ли представляется возможным, да и необходимым. Поэтому целесообразно придерживаться определённой очерёдности в их создании, относя к национальным паркам в первую очередь наиболее ценные территории и природные комплексы федеральной значимости, особенно если есть угроза нарушения их целостности. В этой связи представляется целесообразным каждые 5–10 лет принимать на федеральном уровне уточнённые перечни территорий, рекомендуемые для организации национальных парков.


Вернуться в раздел «Особо охраняемые природные территории (ООПТ)»


 

Animalkind: What We Owe to Animals (Blackwell Public Philosophy Series) / By exploring the ethical differences between humans and animals, Animalkind establishes a middle ground between egalitarianism and outright dismissal of animal rights. A thought-provoking foray into our complex and contradictory relationship with animals Advocates that we owe each animal due respectAnimalkind: What We Owe to Animals (Blackwell Public Philosophy Series)
By exploring the ethical differences between humans and animals, Animalkind establishes a middle ground between egalitarianism and outright dismissal ...
Forest Mensuration / Van Laar and Akca is popular text book, Forest Mensuration, was first published in 1997. Like that first edition, this modern update is based on extensive research, teaching and practical experience in both Europe, and the tropics and subtropics. However, it has also been extensively revised, and noForest Mensuration
Van Laar and Akca is popular text book, Forest Mensuration, was first published in 1997. Like that first edition, this modern update is based on ...
Правовая охрана природы Молдавии / Предлагаемая вниманию широкого круга читателей, книга представляет собой монографию, написанную в форме очерков природоохранительного права. Она не претендует на исчерпывающее изложение всего комплекса вопросов, связанных с исследованием, разработкой и применением природоохранительного законодательсПравовая охрана природы Молдавии
Предлагаемая вниманию широкого круга читателей, книга представляет собой ...