Эколого-экскурсионная деятельность и развитие познавательного туризма

Особо охраняемые природные территории России — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Вернуться в раздел «Особо охраняемые природные территории (ООПТ)»

Эколого-экскурсионная деятельность и развитие познавательного туризма

Данная сфера является традиционной и высокоэффективной формой эколого-просветительской деятельности на особо охраняемых природных территориях. При этом выделение её в самостоятельный раздел обусловлено необходимостью более детальной концептуальной проработки этой достаточно сложной тематики. В то же время это направление вовсе не является обязательным для всех заповедников и должно осуществляться с учётом их размеров, традиций, ландшафтной и иной специфики.

Для достижения целей и преодоления основных проблем развития экологического туризма необходимо реализовать программу действий по следующим направлениям:

  • Экспертный анализ и планирование.
  • Подготовка условий и развитие материальной базы экотуризма.
  • Работа с местным населением.
  • Рекламно-информационное обеспечение.
  • Маркетинг и продвижение экотуристического продукта.
  • Кадровое обеспечение развития экотуризма.
  • Организация и управление экотуристической деятельностью.

Экспертный анализ и планирование:

  1. Оценка текущего и перспективного состояния природного и культурного наследия:

    1.1. Инвентаризация потенциальных объектов познавательного туризма в заповедниках и регионе: видов флоры и фауны, археологических, исторических, культурных, геологических и других достопримечательностей, оценка возможностей для наблюдения и проведения специализированных маршрутов и экскурсий.

    1.2. Оценка возможностей использования для туризма природных ресурсов региона за пределами ООПТ: охотничьих, рыболовных, лечебных, курортных, «даров природы», ягод, грибов и т.д.

    1.3. Оценка степени уязвимости экосистем, и возможных экологических препятствиях при развитии туризма.

    1.4. Оценка уровня развития инфраструктуры заповедника и региона.

  2. Анализ потенциала для развития экотуризма на территории заповедников

    2.1. Определение участков, где рекомендуется развитие экотуризма, и участков, где следует его исключить. Изучение вопроса о возможности и целесообразности приоритетного размещения троп и маршрутов в охранных зонах, на биосферных полигонах, сопредельных особо охраняемых и иных территориях.

    2.2. Выявление целевых категорий посетителей для каждой территории и региона в целом. Определение степени приоритетности каждой из них, а также специализированных подходов для рекламной деятельности.

  3. Планирование туристической деятельности в заповедниках

    3.1. Разработка рекомендаций и планов усовершенствования инфраструктуры экотуризма в заповедниках.

    3.2. Разработка стратегий и менеджмент-планов по развитию экотуризма для каждой территории в целях обеспечения сохранности природных комплексов и экономической жизнеспособности экотуристических программ.

    3.3. Разработка региональной системы взимания платы за посещение охраняемых территорий, дифференциация входной платы для местных жителей, российских и иностранных посетителей.

  4. Разработка стратегической долгосрочной программы развития экотуризма в регионе. Интеграция развития экотуризма в региональные планы социально-экономического развития.

Подготовка условий и развитие материальной базы познавательного туризма

  1. Подготовка маршрутов и троп

    1.1. Разработка комплекса специализированных маршрутов и программ для различных категорий посетителей.

    1.2. Подготовка силами сотрудников заповедников и (или) привлечённых специалистов базовой информации для проведения лекций и экскурсий.

    1.3. Формирование туристического продукта для продвижения на российский и международный туристический рынок.

    1.4. Организация и обустройство модельных экологических троп и маршрутов.

    1.5. Оборудование территорий заповедников аншлагами и информационными стендами.

    1.6. Оценка предельно допустимых нагрузок на тропы и маршруты, разработка рекомендаций по оптимальным режимам проведения туров и экскурсий, определение путей минимизации негативных воздействий.

    1.7. Разработка правил, регулирующих поведение посетителей на охраняемых территориях, с целью предотвращения ущерба природным комплексам и объектам.

  1. Подготовка инфраструктуры

    2.1. Осуществление ремонта и обустройства кордонов, остановочных пунктов, стоянок.

    2.2. Строительство наблюдательных вышек и скрадков для наблюдения за дикими животными.

    2.3. Снабжение объектов инфраструктуры техническими средствами для эффективной утилизации бытовых отходов и очистки воды, внедрение альтернативных источников энергии.

  1. Кроме того, желательно

    3.1. Создание новых и модернизация существующих музеев природы и "визит-центров" заповедников, призванных играть ключевую роль в развитии познавательного туризма.

    3.2. Строительство "мини-гостиниц" на территориях, прилегающих к заповедникам.

    3.3. Обеспечение заповедника транспортными средствами для доставки посетителей.

    3.4. Необходимым условием является максимально возможное использование местной рабочей силы и продукции.

Работа с местным населением

Привлечение местного населения является неотъемлемым компонентом развития эко-туризма в современном мире.

К числу первоочередных шагов в этом направлении следует отнести:

  1. Анализ ситуации на местах

    1.1. Информирование местного населения о программах и планах развития экологического туризма через местные СМИ.

    1.2. Проведение социологических опросов, интервью и обсуждений с жителями населённых пунктов, окружающих охраняемые территории. Выявление желания местного населения участвовать в экотуристической деятельности и видения им своей роли.

    1.3. Составление списков потенциальных участников процесса развития экотуризма, готовых предоставить жилье, транспорт, услуги гидов, сувенирную продукцию, продукты питания и т.д.

    1.4. Определение оптимальных форм участия местных жителей в экотуристической деятельности и путей их практического внедрения.

  1. Обучение местного населения

    2.1. Проведение обучающих семинаров для местных жителей, желающих принять участие в экотуристической деятельности. Примерная тематика: стандарты размещения и обслуживания туристов, работа гидов-проводников и «интерпретаторов природы», индустрия гостеприимства, связь сохранности природных комплексов и местного социально-экономического развития, реализация сопутствующего туризму малого бизнеса.

    2.2. Содействие развитию сувенирных промыслов и продвижению сувенирной продукции на соответствующем секторе рынка. Создание на базе заповедников мастерских по изготовлению сувенирной продукции.

Рекламно-информационное обеспечение

Целью этого компонента является подготовка к рекламной кампании возможностей познавательного туризма в заповедниках России.

Предусматривается следующие мероприятия:

  1. Издание рекламно-информационной продукции для посетителей

    1.1. Иллюстрированные брошюры о природе регионов и охраняемых территориях, флоре и фауне, возможных маршрутах и программах познавательного туризма.

    1.2. Буклеты по отдельным ключевым территориям; путеводители по тропам и маршрутам.

    1.3. Рекламные плакаты и листовки для распространения в гостиницах, на турбазах, в домах отдыха, на авиалиниях.

    1.4. Рекламно-информационные видеофильмы.

  1. Издание сопутствующих материалов, необходимых для эффективного развития экотуризма в регионе

    2.1. Брошюры с правилами поведения посетителей в заповеднике.

    2.2. Карты региона в целом с указанием охраняемых территорий и возможных экотуристических маршрутов.

    2.3. Карты отдельных охраняемых территорий с указанием возможных экотуристических маршрутов на них.

    2.4. Путеводители по региону и отдельным ключевым территориям.

    2.5. Фотоальбомы и буклеты о природе региона и его охраняемых территориях.

    2.6. Сувенирная продукция с символикой заповедников: открытки, календари, футболки, значки и т.д.

  1. Подготовка единого базового пакета информационно-рекламных материалов о возможностях познавательного туризма в заповедниках.

Маркетинг и продвижение экотуристического продукта на внутреннем и внешнем рынках

Деятельность следует осуществлять в направлениях:

  1. Распространение информации

    1.1. Формирование единого туристического продукта заповедников для продвижения на российский и международный туристический рынок. Распространение информации и рекламы через Интернет.

    1.2. Создание справочно-информационной системы на основе ГИС заповедника и региона по экологическим, культурным, историческим, геологическим и другим достопримечательностям, по маршрутам и турам; средствам размещения туристов; транспортному обеспечению сферы туризма, рекламной туристической продукции.

    1.3. Организация публикаций, теле- и радиопередач о природе заповедников и возможностях организации экотуризма и экологических экскурсий для жителей и гостей региона.

    1.4. Организация публикаций о заповедниках России в ведущих зарубежных специализированных журналах и газетах, посвящённых природе или туризму.

  1. Укрепление партнёрских отношений

    2.1. Выявление и оказание содействия российским туристическим компаниям, деятельность которых наиболее соответствует интересам охраняемых территорий и социально-экономического развития местных поселений.

    2.2. Содействие налаживанию партнёрских связей заповедников с ведущими зарубежными турагенствами, университетами и другими учреждениями, занимающимися экологическим туризмом. Организация презентаций, рассылка рекламно-информационных брошюр, пресс-релизов, тест-туров и др.

    2.3. Обеспечение участия заповедников в международных выставках-ярмарках, посвящённых экологическому туризму.

Организация и управление туристической деятельностью

Экотуризм в заповедниках должен развиваться и функционировать как единая система, с чётким разделением функций между федеральным, региональным уровнем и уровнем отдельных заповедников. Для реализации этой задачи на федеральном уровне необходимо создание специализированной структуры, занимающейся развитием экологического туризма в заповедной системе.

Существует ряд функций, выполнение которых должно быть делегировано федеральным структурам. К их числу относятся:

  • Разработка системы критериев экологически устойчивого туризма и сертификации экотуристических маршрутов и услуг для оценки соответствия международным принципам устойчивого туризма.
  • Обеспечение единого информационного пространства и вовлечение заповедников в мировую систему развития экологического туризма. Организация мероприятий по маркетингу, рекламе и продвижению турпродукта заповедников в центре и за рубежом.
  • Создание центра профессиональной подготовки специалистов для работы в сфере экотуризма, проведение семинаров и школ на постоянной основе.
  • Разработка и внедрение единой цивилизованной политики формирования цен на экотуристические программы и услуги.
  • Выработка рекомендаций по единым стандартам оформления аншлагов, информационных щитов, оборудования и оформления экологических троп, размещению экспозиций под открытым небом.
  • Подготовка рекомендаций по оборудованию, оформлению и планированию работы "визит-центров". Выработка стандартов для оформления музеев природы, включая рекомендации по оформлению экспозиций, уровня лекционного обслуживания, подготовки информационных материалов.
  • Выработка стандартов стилевого решения рекламно-издательской продукции.
  • Разработка механизмов мониторинга и контроля эколого-экскурсионной деятельности и познавательного туризма в целях предотвращения ущерба природным комплексам и объектам.

В свою очередь региональные Ассоциации заповедников и национальных парков могут выступать в роли организаций координирующих развитие экологического туризма в регионах. В их компетенцию могут входить следующие функции:

  • Координация маршрутов и туров, включающих несколько заповедников и национальных парков региона.
  • Развитие экологического туризма внутри региона, реклама, маркетинг туристических возможностей заповедника на региональном уровне.
  • Разработка стратегических планов работы с местными партнёрами – домами отдыха, курортами, объединениями туристов.
  • Формирование единой политики ценообразования на экотуристические программы и услуги.
  • Выработка типовых документов для оформления отношений с региональными коммерческими структурами.
  • Практическое внедрение механизмов мониторинга воздействия туризма на природные комплексы и минимизации его негативных последствий, обучение персонала природных резерватов соответствующим методикам.


Вернуться в раздел «Особо охраняемые природные территории (ООПТ)»


 

Ecology and Evolution of Flowers / The reproductive organs and mating biology of angiosperms exhibit greater variety than those of any other group of organisms. Flowers and inflorescences are also the most diverse structures produced by angiosperms, and floral traits provide some of the most compelling examples of evolution by naturaEcology and Evolution of Flowers
The reproductive organs and mating biology of angiosperms exhibit greater variety than those of any other group of organisms. Flowers and ...
Лёгкие нашей планеты / Под редакцией Б. Н. Головкина и Е. В. Флинта. Тропические леса по праву называют «лёгкими планеты». Об их роли в биоценозе Земли и угрозе, которая нависла над нами, с неподдельной тревогой рассказывает Арнольд Ньюмен, известный американский натуралист, вице-президент Международного общества по сохраЛёгкие нашей планеты
Под редакцией Б. Н. Головкина и Е. В. Флинта. Тропические леса по праву называют ...
Weather Forecasting: The Country Way / Ever wanted to know if the sun will really shine tomorrow? Well, if you follow the wonderful, clear-sighted advice in this classic book, you could find yourself able to make accurate forecasts whatever the weather — ensuring your camping trips are dry, your nature trails comfortable or bracing, and Weather Forecasting: The Country Way
Ever wanted to know if the sun will really shine tomorrow? Well, if you follow the wonderful, clear-sighted advice in this classic book, you could ...