Эколого-экскурсионная деятельность и развитие познавательного туризма

Особо охраняемые природные территории России — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Вернуться в раздел «Особо охраняемые природные территории (ООПТ)»

Эколого-экскурсионная деятельность и развитие познавательного туризма

Данная сфера является традиционной и высокоэффективной формой эколого-просветительской деятельности на особо охраняемых природных территориях. При этом выделение её в самостоятельный раздел обусловлено необходимостью более детальной концептуальной проработки этой достаточно сложной тематики. В то же время это направление вовсе не является обязательным для всех заповедников и должно осуществляться с учётом их размеров, традиций, ландшафтной и иной специфики.

Для достижения целей и преодоления основных проблем развития экологического туризма необходимо реализовать программу действий по следующим направлениям:

  • Экспертный анализ и планирование.
  • Подготовка условий и развитие материальной базы экотуризма.
  • Работа с местным населением.
  • Рекламно-информационное обеспечение.
  • Маркетинг и продвижение экотуристического продукта.
  • Кадровое обеспечение развития экотуризма.
  • Организация и управление экотуристической деятельностью.

Экспертный анализ и планирование:

  1. Оценка текущего и перспективного состояния природного и культурного наследия:

    1.1. Инвентаризация потенциальных объектов познавательного туризма в заповедниках и регионе: видов флоры и фауны, археологических, исторических, культурных, геологических и других достопримечательностей, оценка возможностей для наблюдения и проведения специализированных маршрутов и экскурсий.

    1.2. Оценка возможностей использования для туризма природных ресурсов региона за пределами ООПТ: охотничьих, рыболовных, лечебных, курортных, «даров природы», ягод, грибов и т.д.

    1.3. Оценка степени уязвимости экосистем, и возможных экологических препятствиях при развитии туризма.

    1.4. Оценка уровня развития инфраструктуры заповедника и региона.

  2. Анализ потенциала для развития экотуризма на территории заповедников

    2.1. Определение участков, где рекомендуется развитие экотуризма, и участков, где следует его исключить. Изучение вопроса о возможности и целесообразности приоритетного размещения троп и маршрутов в охранных зонах, на биосферных полигонах, сопредельных особо охраняемых и иных территориях.

    2.2. Выявление целевых категорий посетителей для каждой территории и региона в целом. Определение степени приоритетности каждой из них, а также специализированных подходов для рекламной деятельности.

  3. Планирование туристической деятельности в заповедниках

    3.1. Разработка рекомендаций и планов усовершенствования инфраструктуры экотуризма в заповедниках.

    3.2. Разработка стратегий и менеджмент-планов по развитию экотуризма для каждой территории в целях обеспечения сохранности природных комплексов и экономической жизнеспособности экотуристических программ.

    3.3. Разработка региональной системы взимания платы за посещение охраняемых территорий, дифференциация входной платы для местных жителей, российских и иностранных посетителей.

  4. Разработка стратегической долгосрочной программы развития экотуризма в регионе. Интеграция развития экотуризма в региональные планы социально-экономического развития.

Подготовка условий и развитие материальной базы познавательного туризма

  1. Подготовка маршрутов и троп

    1.1. Разработка комплекса специализированных маршрутов и программ для различных категорий посетителей.

    1.2. Подготовка силами сотрудников заповедников и (или) привлечённых специалистов базовой информации для проведения лекций и экскурсий.

    1.3. Формирование туристического продукта для продвижения на российский и международный туристический рынок.

    1.4. Организация и обустройство модельных экологических троп и маршрутов.

    1.5. Оборудование территорий заповедников аншлагами и информационными стендами.

    1.6. Оценка предельно допустимых нагрузок на тропы и маршруты, разработка рекомендаций по оптимальным режимам проведения туров и экскурсий, определение путей минимизации негативных воздействий.

    1.7. Разработка правил, регулирующих поведение посетителей на охраняемых территориях, с целью предотвращения ущерба природным комплексам и объектам.

  1. Подготовка инфраструктуры

    2.1. Осуществление ремонта и обустройства кордонов, остановочных пунктов, стоянок.

    2.2. Строительство наблюдательных вышек и скрадков для наблюдения за дикими животными.

    2.3. Снабжение объектов инфраструктуры техническими средствами для эффективной утилизации бытовых отходов и очистки воды, внедрение альтернативных источников энергии.

  1. Кроме того, желательно

    3.1. Создание новых и модернизация существующих музеев природы и "визит-центров" заповедников, призванных играть ключевую роль в развитии познавательного туризма.

    3.2. Строительство "мини-гостиниц" на территориях, прилегающих к заповедникам.

    3.3. Обеспечение заповедника транспортными средствами для доставки посетителей.

    3.4. Необходимым условием является максимально возможное использование местной рабочей силы и продукции.

Работа с местным населением

Привлечение местного населения является неотъемлемым компонентом развития эко-туризма в современном мире.

К числу первоочередных шагов в этом направлении следует отнести:

  1. Анализ ситуации на местах

    1.1. Информирование местного населения о программах и планах развития экологического туризма через местные СМИ.

    1.2. Проведение социологических опросов, интервью и обсуждений с жителями населённых пунктов, окружающих охраняемые территории. Выявление желания местного населения участвовать в экотуристической деятельности и видения им своей роли.

    1.3. Составление списков потенциальных участников процесса развития экотуризма, готовых предоставить жилье, транспорт, услуги гидов, сувенирную продукцию, продукты питания и т.д.

    1.4. Определение оптимальных форм участия местных жителей в экотуристической деятельности и путей их практического внедрения.

  1. Обучение местного населения

    2.1. Проведение обучающих семинаров для местных жителей, желающих принять участие в экотуристической деятельности. Примерная тематика: стандарты размещения и обслуживания туристов, работа гидов-проводников и «интерпретаторов природы», индустрия гостеприимства, связь сохранности природных комплексов и местного социально-экономического развития, реализация сопутствующего туризму малого бизнеса.

    2.2. Содействие развитию сувенирных промыслов и продвижению сувенирной продукции на соответствующем секторе рынка. Создание на базе заповедников мастерских по изготовлению сувенирной продукции.

Рекламно-информационное обеспечение

Целью этого компонента является подготовка к рекламной кампании возможностей познавательного туризма в заповедниках России.

Предусматривается следующие мероприятия:

  1. Издание рекламно-информационной продукции для посетителей

    1.1. Иллюстрированные брошюры о природе регионов и охраняемых территориях, флоре и фауне, возможных маршрутах и программах познавательного туризма.

    1.2. Буклеты по отдельным ключевым территориям; путеводители по тропам и маршрутам.

    1.3. Рекламные плакаты и листовки для распространения в гостиницах, на турбазах, в домах отдыха, на авиалиниях.

    1.4. Рекламно-информационные видеофильмы.

  1. Издание сопутствующих материалов, необходимых для эффективного развития экотуризма в регионе

    2.1. Брошюры с правилами поведения посетителей в заповеднике.

    2.2. Карты региона в целом с указанием охраняемых территорий и возможных экотуристических маршрутов.

    2.3. Карты отдельных охраняемых территорий с указанием возможных экотуристических маршрутов на них.

    2.4. Путеводители по региону и отдельным ключевым территориям.

    2.5. Фотоальбомы и буклеты о природе региона и его охраняемых территориях.

    2.6. Сувенирная продукция с символикой заповедников: открытки, календари, футболки, значки и т.д.

  1. Подготовка единого базового пакета информационно-рекламных материалов о возможностях познавательного туризма в заповедниках.

Маркетинг и продвижение экотуристического продукта на внутреннем и внешнем рынках

Деятельность следует осуществлять в направлениях:

  1. Распространение информации

    1.1. Формирование единого туристического продукта заповедников для продвижения на российский и международный туристический рынок. Распространение информации и рекламы через Интернет.

    1.2. Создание справочно-информационной системы на основе ГИС заповедника и региона по экологическим, культурным, историческим, геологическим и другим достопримечательностям, по маршрутам и турам; средствам размещения туристов; транспортному обеспечению сферы туризма, рекламной туристической продукции.

    1.3. Организация публикаций, теле- и радиопередач о природе заповедников и возможностях организации экотуризма и экологических экскурсий для жителей и гостей региона.

    1.4. Организация публикаций о заповедниках России в ведущих зарубежных специализированных журналах и газетах, посвящённых природе или туризму.

  1. Укрепление партнёрских отношений

    2.1. Выявление и оказание содействия российским туристическим компаниям, деятельность которых наиболее соответствует интересам охраняемых территорий и социально-экономического развития местных поселений.

    2.2. Содействие налаживанию партнёрских связей заповедников с ведущими зарубежными турагенствами, университетами и другими учреждениями, занимающимися экологическим туризмом. Организация презентаций, рассылка рекламно-информационных брошюр, пресс-релизов, тест-туров и др.

    2.3. Обеспечение участия заповедников в международных выставках-ярмарках, посвящённых экологическому туризму.

Организация и управление туристической деятельностью

Экотуризм в заповедниках должен развиваться и функционировать как единая система, с чётким разделением функций между федеральным, региональным уровнем и уровнем отдельных заповедников. Для реализации этой задачи на федеральном уровне необходимо создание специализированной структуры, занимающейся развитием экологического туризма в заповедной системе.

Существует ряд функций, выполнение которых должно быть делегировано федеральным структурам. К их числу относятся:

  • Разработка системы критериев экологически устойчивого туризма и сертификации экотуристических маршрутов и услуг для оценки соответствия международным принципам устойчивого туризма.
  • Обеспечение единого информационного пространства и вовлечение заповедников в мировую систему развития экологического туризма. Организация мероприятий по маркетингу, рекламе и продвижению турпродукта заповедников в центре и за рубежом.
  • Создание центра профессиональной подготовки специалистов для работы в сфере экотуризма, проведение семинаров и школ на постоянной основе.
  • Разработка и внедрение единой цивилизованной политики формирования цен на экотуристические программы и услуги.
  • Выработка рекомендаций по единым стандартам оформления аншлагов, информационных щитов, оборудования и оформления экологических троп, размещению экспозиций под открытым небом.
  • Подготовка рекомендаций по оборудованию, оформлению и планированию работы "визит-центров". Выработка стандартов для оформления музеев природы, включая рекомендации по оформлению экспозиций, уровня лекционного обслуживания, подготовки информационных материалов.
  • Выработка стандартов стилевого решения рекламно-издательской продукции.
  • Разработка механизмов мониторинга и контроля эколого-экскурсионной деятельности и познавательного туризма в целях предотвращения ущерба природным комплексам и объектам.

В свою очередь региональные Ассоциации заповедников и национальных парков могут выступать в роли организаций координирующих развитие экологического туризма в регионах. В их компетенцию могут входить следующие функции:

  • Координация маршрутов и туров, включающих несколько заповедников и национальных парков региона.
  • Развитие экологического туризма внутри региона, реклама, маркетинг туристических возможностей заповедника на региональном уровне.
  • Разработка стратегических планов работы с местными партнёрами – домами отдыха, курортами, объединениями туристов.
  • Формирование единой политики ценообразования на экотуристические программы и услуги.
  • Выработка типовых документов для оформления отношений с региональными коммерческими структурами.
  • Практическое внедрение механизмов мониторинга воздействия туризма на природные комплексы и минимизации его негативных последствий, обучение персонала природных резерватов соответствующим методикам.


Вернуться в раздел «Особо охраняемые природные территории (ООПТ)»


 

Социально-экологические проблемы развития городов России / В настоящей книге рассмотрены социально-экологические подходы к изучению городов на разных территориальных уровнях, показано влияние различных факторов, в том числе и генетических, на формирование городской среды. Даны оценки изменения отраслевых и территориальных пропорций загрязнения в переходный Социально-экологические проблемы развития городов России
В настоящей книге рассмотрены социально-экологические подходы к изучению ...
Охрана животных России / Издание, богатое цветными иллюстрациями, предназначено любителям природы и знакомит их с фауной России. Автор ведёт речь о биологических основах охраны и использования животного мира, его составе и распространении по природным ландшафтным зонам, говорит о проблемах, возникающих при хозяйственной деяОхрана животных России
Издание, богатое цветными иллюстрациями, предназначено любителям природы и ...
Углеродный обмен в криогенных экосистемах / На основе многолетних полевых исследований углеродного и др. форм обмена на границе разделов «почва-растительность-приземный слой атмосферы» выявлены закономерности функционирования тундровых экосистем в основных зонах распространения многолетнемерзлых пород на территории Северной Евразии и Аляски. Углеродный обмен в криогенных экосистемах
На основе многолетних полевых исследований углеродного и др. форм обмена на ...