Эколого-просветительская деятельность и работа с населением

Особо охраняемые природные территории России — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Вернуться в раздел «Особо охраняемые природные территории (ООПТ)»

Эколого-просветительская деятельность и работа с населением

Эколого-просветительская деятельность государственных природных заповедников даст ощутимый результат, если будет носить долговременный, целенаправленный, системный и комплексный характер, оказывать влияние как на интеллектуальную так и на эмоциональную сферу личности человека, развивать соответствующие практические умения и навыки людей, а также строиться на хорошей методической и материальной базе.

Эколого-просветительская деятельность государственных природных заповедников осуществляется в целях:

  • обеспечения поддержки идей заповедного дела широкими слоями населения как необходимого условия выполнения заповедниками своих природоохранных функций;
  • участия в формировании экологического сознания и развития экологической культуры населения;
  • содействия решению региональных экологических проблем.

Эколого-просветительская деятельность заповедников призвана, в первую очередь, формировать у широких слоев российского общества понимание современной роли особо охраняемых природных территорий в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы, а также их места в социально-экономическом развитии регионов. Это должно обеспечить действенную общественную поддержку государственных при-родных заповедников как объектов национального достояния.

Системная организация эколого-просветительской работы государственных заповедников возможна при решении следующих задач:

  • формирование научно-обоснованной базы для ведения эколого-просветительской работы на основе имеющихся в заповеднике научных, исторических и других архивных материалов, а также опыта и потенциала научного отдела заповедника;
  • организация целенаправленной систематической работы со всеми группами населения в каждом конкретном регионе;
  • организация работы с посетителями особо охраняемых природных территорий;
  • обеспечение тесного сотрудничества с образовательными учреждениями, органами государственной власти и местного самоуправления, средствами массовой информации, другими заинтересованными организациями;
  • содействие в профессиональной подготовке специалистов соответствующего профиля;
  • участие в создании единого информационного пространства, обеспечивающего обмен эколого-просветительской информацией и опытом работы, как на российском, так и на международном уровне;
  • совершенствование и повышение роли текущего и перспективного планирования в организации эколого-просветительской работы в каждом заповеднике;
  • формирование в заповедниках необходимой организационной и материально-технической базы эколого-просветительской деятельности;
  • постоянное развитие и укрепление методической базы для проведения эффективной эколого-просветительской работы на современном уровне: аккумулирование соответствующего отечественного и зарубежного опыта, а также разработка собственных методических материалов.

В сфере эколого-просветительской деятельности государственных природных заповедников в ближайшие годы представляется необходимым:

Планирование, организация и координация эколого-просветительской работы:

  1. Продолжить реализацию основных идей, изложенных в Концепции работы государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации по экологическому просвещению населения, утверждённой Госкомэкологией России и Рослесхозом в 1998 году.
  2. Уделять особое внимание определению конкретных задач каждого заповедника при планировании им эколого-просветительской деятельности (в том числе в процессе разработки «менеджмент-планов»).
  3. Проводить в каждом заповеднике до начала планирования эколого-просветительской деятельности, оценку её эффективности за предыдущий период, в том числе с привлечением независимых (внешних) экспертов.
  4. Осуществлять в каждом заповеднике сбор и обобщение информации об истории, хозяйственных, культурных и духовных традициях местного населения для использования этой информации при планировании эколого-просветительской работы.
  5. Обеспечить создание и функционирование самостоятельных отделов экологического просвещения во всех заповедниках, существующих свыше трёх лет.
  6. Увеличить фактическую численность специалистов отделов экологического просвещения с учётом специфики каждого заповедника.
  7. Ввести в штатные расписания заповедников должность заместителя директора по эколого-просветительской деятельности.
  8. Внести дополнение в действующее положение о порядке выплаты ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет работникам государственных природных заповедников, предусмотрев включение в исчисляемый стаж сотрудников отделов экологического просвещения время работы в образовательных, культурно-просветительских учреждениях и средствах массовой информации.
  9. Повысить эффективность использования наработок и потенциала научных отделов заповедников в осуществлении эколого-просветительской деятельности и повышении профессиональной квалификации специалистов отделов экологического просвещения.
  10. Расширить участие в эколого-просветительской деятельности заповедников работников службы охраны их территорий.
  11. Продолжить практику проведения методических семинаров и курсов повышения квалификации для работников отделов экологического просвещения заповедников, осуществлять эту работу в тесном взаимодействии со специализированными неправительственными организациями.
  12. Расширить практику проведения «кустовых» методических семинаров по эколого-просветительской работе под эгидой региональных ассоциаций заповедников и национальных парков.
  13. Расширить практику зарубежных семинаров и стажировок для изучения работниками российских заповедников опыта экологического просвещения и работы с населением в зарубежных природных резерватах, а также стажировок в российских заповедниках и национальных парках, имеющих значительный опыт в различных направлениях эколого-просветительской деятельности.
  14. Усилить взаимодействие в сфере эколого-просветительской деятельности между заповедниками и территориальными органами МПР России.
  15. Систематически информировать о результатах, возможностях и перспективах эколого-просветительской деятельности заповедников органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.


Вернуться в раздел «Особо охраняемые природные территории (ООПТ)»


 

Живой покров Земли / Книга известного советского учёного, доктора биологических наук, вице-президента Всесоюзного общества почвоведов, профессора Б. Г. Розанова посвящена одной из актуальнейших научных проблем — рациональному использованию почвы. Школьники узнают о её важной роли в жизни людей, о том, что делают учёные-Живой покров Земли
Книга известного советского учёного, доктора биологических наук, вице-президента ...
Становление экологических концепций в СССР. Семь выдающихся теорий / Настоящая книга содержит детальный анализ научного наследия ряда выдающихся представителей отечественной экологической мысли — Д. Н. Кашкарова, В. В. Станчинского, С. А. Северцова, В. Н. Беклемишева, Л. Г. Раменского, Р. Ф. Геккера, Л. С. Берга. Созданные ими концепции базируются на общебиологическоСтановление экологических концепций в СССР. Семь выдающихся теорий
Настоящая книга содержит детальный анализ научного наследия ряда выдающихся ...
Environmental Responses / Climate change, urban congestion, nuclear waste, deforestation, destruction of wildlife — how can we respond to these and the many other environmental problems that the world faces today? Can we trust the experts? Does technology have the answers? Should we look to governments or to markets to solveEnvironmental Responses
Climate change, urban congestion, nuclear waste, deforestation, destruction of wildlife — how can we respond to these and the many other ...