Эколого-просветительская деятельность и работа с населением

Особо охраняемые природные территории России — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Вернуться в раздел «Особо охраняемые природные территории (ООПТ)»

Эколого-просветительская деятельность и работа с населением

Эколого-просветительская деятельность государственных природных заповедников даст ощутимый результат, если будет носить долговременный, целенаправленный, системный и комплексный характер, оказывать влияние как на интеллектуальную так и на эмоциональную сферу личности человека, развивать соответствующие практические умения и навыки людей, а также строиться на хорошей методической и материальной базе.

Эколого-просветительская деятельность государственных природных заповедников осуществляется в целях:

  • обеспечения поддержки идей заповедного дела широкими слоями населения как необходимого условия выполнения заповедниками своих природоохранных функций;
  • участия в формировании экологического сознания и развития экологической культуры населения;
  • содействия решению региональных экологических проблем.

Эколого-просветительская деятельность заповедников призвана, в первую очередь, формировать у широких слоев российского общества понимание современной роли особо охраняемых природных территорий в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы, а также их места в социально-экономическом развитии регионов. Это должно обеспечить действенную общественную поддержку государственных при-родных заповедников как объектов национального достояния.

Системная организация эколого-просветительской работы государственных заповедников возможна при решении следующих задач:

  • формирование научно-обоснованной базы для ведения эколого-просветительской работы на основе имеющихся в заповеднике научных, исторических и других архивных материалов, а также опыта и потенциала научного отдела заповедника;
  • организация целенаправленной систематической работы со всеми группами населения в каждом конкретном регионе;
  • организация работы с посетителями особо охраняемых природных территорий;
  • обеспечение тесного сотрудничества с образовательными учреждениями, органами государственной власти и местного самоуправления, средствами массовой информации, другими заинтересованными организациями;
  • содействие в профессиональной подготовке специалистов соответствующего профиля;
  • участие в создании единого информационного пространства, обеспечивающего обмен эколого-просветительской информацией и опытом работы, как на российском, так и на международном уровне;
  • совершенствование и повышение роли текущего и перспективного планирования в организации эколого-просветительской работы в каждом заповеднике;
  • формирование в заповедниках необходимой организационной и материально-технической базы эколого-просветительской деятельности;
  • постоянное развитие и укрепление методической базы для проведения эффективной эколого-просветительской работы на современном уровне: аккумулирование соответствующего отечественного и зарубежного опыта, а также разработка собственных методических материалов.

В сфере эколого-просветительской деятельности государственных природных заповедников в ближайшие годы представляется необходимым:

Планирование, организация и координация эколого-просветительской работы:

  1. Продолжить реализацию основных идей, изложенных в Концепции работы государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации по экологическому просвещению населения, утверждённой Госкомэкологией России и Рослесхозом в 1998 году.
  2. Уделять особое внимание определению конкретных задач каждого заповедника при планировании им эколого-просветительской деятельности (в том числе в процессе разработки «менеджмент-планов»).
  3. Проводить в каждом заповеднике до начала планирования эколого-просветительской деятельности, оценку её эффективности за предыдущий период, в том числе с привлечением независимых (внешних) экспертов.
  4. Осуществлять в каждом заповеднике сбор и обобщение информации об истории, хозяйственных, культурных и духовных традициях местного населения для использования этой информации при планировании эколого-просветительской работы.
  5. Обеспечить создание и функционирование самостоятельных отделов экологического просвещения во всех заповедниках, существующих свыше трёх лет.
  6. Увеличить фактическую численность специалистов отделов экологического просвещения с учётом специфики каждого заповедника.
  7. Ввести в штатные расписания заповедников должность заместителя директора по эколого-просветительской деятельности.
  8. Внести дополнение в действующее положение о порядке выплаты ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет работникам государственных природных заповедников, предусмотрев включение в исчисляемый стаж сотрудников отделов экологического просвещения время работы в образовательных, культурно-просветительских учреждениях и средствах массовой информации.
  9. Повысить эффективность использования наработок и потенциала научных отделов заповедников в осуществлении эколого-просветительской деятельности и повышении профессиональной квалификации специалистов отделов экологического просвещения.
  10. Расширить участие в эколого-просветительской деятельности заповедников работников службы охраны их территорий.
  11. Продолжить практику проведения методических семинаров и курсов повышения квалификации для работников отделов экологического просвещения заповедников, осуществлять эту работу в тесном взаимодействии со специализированными неправительственными организациями.
  12. Расширить практику проведения «кустовых» методических семинаров по эколого-просветительской работе под эгидой региональных ассоциаций заповедников и национальных парков.
  13. Расширить практику зарубежных семинаров и стажировок для изучения работниками российских заповедников опыта экологического просвещения и работы с населением в зарубежных природных резерватах, а также стажировок в российских заповедниках и национальных парках, имеющих значительный опыт в различных направлениях эколого-просветительской деятельности.
  14. Усилить взаимодействие в сфере эколого-просветительской деятельности между заповедниками и территориальными органами МПР России.
  15. Систематически информировать о результатах, возможностях и перспективах эколого-просветительской деятельности заповедников органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.


Вернуться в раздел «Особо охраняемые природные территории (ООПТ)»


 

Время управлять водой / Вода... самое драгоценное на Земле вещество, источник жизни, сегодня в беде. Миру уже не хватает чистой воды. При жизни всего лишь одного поколения наша прекрасная голубая планета начала менять цвет, в дальнейшем проблемы воды могут усугубиться. Много книг написано о воде. О богатстве и разнообразииВремя управлять водой
Вода... самое драгоценное на Земле вещество, источник жизни, сегодня в беде. Миру ...
Глобальная экология / В монографии рассматриваются различные вопросы глобальной экологии, причём основное внимание уделено проблеме круговорота энергии и веществ в биосфере.Глобальная экология
В монографии рассматриваются различные вопросы глобальной экологии, причём ...
Питательный режим почв северотаёжных лесов / В монографии рассматриваются тенденции изменения питательного режима почв и доминирующих растений в ходе аутогенных и аллогенных сукцессий ссверотаёжных лесов. Обсуждаются парцеллярные особенности формирования кислотности и питательного режима почв. Показано, что в ходе аутогенных сукцессий происходПитательный режим почв северотаёжных лесов
В монографии рассматриваются тенденции изменения питательного режима почв и ...