Загрязнение воздуха отработавшими газами автомобилей

Неблагоприятная экологическая ситуация обещает стать главной проблемой 21-го века. Это особенно актуально для крупных городов, где сегодня проживает значительная часть населения Земли, и процесс урбанизации, по мнению экспертов, ещё не завершён. Рост заболеваний дыхательных путей, аллергия, заболевания кровеносной системы — это далеко не полный перечень последствий ухудшения экологической ситуации, и, в частности, загрязнения атмосферы.

Вернуться в раздел «Экология города»

Загрязнение воздуха отработавшими газами автомобилей

Основная причина загрязнения воздуха заключается в неполном и неравномерном сгорании топлива. Всего 15 % его расходуется на движение автомобиля, а 85 % «летит на ветер». К тому же камеры сгорания автомобильного двигателя — это своеобразный химический реактор, синтезирующий ядовитые вещества и выбрасывающий их в атмосферу.

Двигаясь со скоростью 80-90 км/ч в среднем автомобиль превращает в углекислоту столько же кислорода, сколько 300-350 человек. Но дело не только в углекислоте. Годовой выхлоп одного автомобиля — это 800 кг окиси углерода, 40 кг окислов азота и более 200 кг различных углеводородов. В этом наборе весьма коварна окись углерода. Из-за высокой токсичности её допустимая концентрация в атмосферном воздухе не должна превышать 1 мг/м3. Известны случаи трагической гибели людей, запускавших двигатели автомобилей при закрытых воротах гаража. В одноместном гараже смертельная концентрация окиси углерода возникает уже через 2-3 минуты после включения стартера. В холодное время года, остановившись для ночлега на обочине дороги, неопытные водители иногда включают двигатель для обогрева машины. Из-за проникновения окиси углерода в кабину такой ночлег может оказаться последним.

Уровень загазованности магистралей и примагистральных территорий зависит от интенсивности движения автомобилей, ширины и рельефа улицы, скорости ветра, доли грузового транспорта и автобусов в общем потоке и других факторов. При интенсивности движения 500 транспортных единиц в час концентрация окиси углерода на открытой территории на расстоянии 30-40 м от автомагистрали снижается в 3 раза и достигает нормы. Затруднено рассеивание выбросов автомобилей на тесных улицах. В итоге практически все жители города испытывают на себе вредное влияние загрязнённого воздуха.

На скорость распространения загрязнения и концентрацию его в отдельных зонах города значительно влияют температурные инверсии. В основном, они характерны для севера европейской части России, Сибири, Дальнего Востока и возникают, как правило, при штилевой погоде (75 % случаев) или при слабых ветрах (от 1 до 4 м/с). Инверсионный слой выполняет роль экрана, от которого на землю отражается факел вредных веществ, в результате чего их приземные концентрации возрастают в несколько раз.

Из соединений металлов, входящих в состав твёрдых выбросов автомобилей, наиболее изученными являются соединения свинца. Это обусловлено тем, что соединения свинца, поступая в организм человека и теплокровных животных с водой, воздухом и пищей, оказывают на него наиболее вредное действие. До 50 % дневного поступления свинца в организм приходится на воздух, в котором значительную долю составляют отработавшие газы автомобилей.

Поступления углеводородов в атмосферный воздух происходит не только при работе автомобилей, но и при разливе бензина. По данным американских исследователей в Лос-Анджелесе за сутки испаряется в воздух около 350 тонн бензина. И повинен в этом не столько автомобиль, сколько сам человек. Чуть-чуть пролили при заливке бензина в цистерну, забыли плотно закрыть крышку при перевозке, плеснули на землю при заправке на автозаправочной станции, и в воздух потянулись различные углеводороды.


Вернуться в раздел «Экология города»


 

Ecological Risk Assessment / The definitive reference in its field, «Ecological Risk Assessment», Second Edition details the latest advances in science and practice. In the fourteen years since the publication of the best-selling first edition, ecological risk assessment (ERA) has moved from the margins into the spotlight. It iEcological Risk Assessment
The definitive reference in its field, «Ecological Risk Assessment», Second Edition details the latest advances in science and practice. In the ...
Моделирование динамики и кинетики газовых примесей и аэрозолей в атмосфере / Монография посвящена разработке математических моделей для решения задач переноса многокомпонентных газовых примесей и аэрозолей в атмосфере в региональном и глобальном масштабах. Сформулированы базовые математические модели, включающие динамические, газо- и жидкофазные химические процессы, а также Моделирование динамики и кинетики газовых примесей и аэрозолей в атмосфере
Монография посвящена разработке математических моделей для решения задач ...
Forest Inventory: Methodology and Applications / This book has been developed as a forest inventory textbook for students and can also serve as a handbook for practical foresters. The book is divided into four sections. The first section deals mostly with sampling issues. First, we present the basic sampling designs at a fairly non-technical matheForest Inventory: Methodology and Applications
This book has been developed as a forest inventory textbook for students and can also serve as a handbook for practical foresters. The book is divided ...