Государственный экологический контроль за охраной окружающей среды городов

Неблагоприятная экологическая ситуация обещает стать главной проблемой 21-го века. Это особенно актуально для крупных городов, где сегодня проживает значительная часть населения Земли, и процесс урбанизации, по мнению экспертов, ещё не завершён. Рост заболеваний дыхательных путей, аллергия, заболевания кровеносной системы — это далеко не полный перечень последствий ухудшения экологической ситуации, и, в частности, загрязнения атмосферы.

Вернуться в раздел «Экология города»

Государственный экологический контроль за охраной окружающей среды городов

Раскрывая тему правовой охраны окружающей природной среды в городах, нельзя не уделить внимание роли государственных органов в осуществлении экологического контроля за охраной окружающей природной среды городов.

Компетенция территориальных городских органов охраны окружающей среды определяется двумя нормативно-правовыми актами: Законом РСФСР «Об органах самоуправления в РСФСР» и Законом РФ «Об охране окружающей природной среды».

В соответствии с Конституцией РФ области природопользования и охраны окружающей среды, экологической безопасности являются сферой совместной компетенции Федерации и субъектов Федерации, т.е. субъекты Федерации могут с учётом собственного правового регулирования вносить те или иные дополнения в компетенцию органов экологического управления и их структуру.

Комитеты окружающей среды в крупных городах имеют как правило трёх-пятизвенную структуру: планово-координационный центр, нормативный отдел, отдел контрольно-инспекционной и экологической экспертизы, городской экологический фонд, отдел пропаганды (информации).

Среди функций Комитета охраны окружающей среды города называют следующие:

  • учётная — учёт природных ресурсов города и их изменения, выбрасываемых отходов и мест по размещению;
  • планово-координационная — планирование городских природоохранительных мероприятий на основе координации экологической деятельности отраслевых природоохранительных служб;
  • нормировочная — разработка нормативов выбросов, сбросов вредных веществ для предприятий, норм захоронения твёрдых отходов, определение платежей за пользование ресурсами и загрязнение окружающей среды;
  • инспекционная — организация проверки и контроля за выполнением экологических нормативов и эколого-правовых норм;
  • финансовая — формирование внебюджетного экологического фонда и контроль его расходования;
  • информационная — экологическое просвещение, воспитание, экологическая информация населения;
  • разрешительная — выдача разрешений, лицензий на размещение вредных веществ, на специальное и обособленное водопользование, вывоз за рубеж некоторых видов животного мира, выброс вредных веществ, проведение государственной экологической экспертизы;
  • контрольная — довольно широкая функция, зависящая от местных условий.

Контрольная функция Комитета по охране окружающей среды в области охраны земель заключается в ведении контроля за рациональным использованием земель, обоснованностью отводов для хозяйственного строительства сельскохозяйственных земель; учёт деградированных и загрязнённых земель, принятие мер по их восстановлению (совместно с Роскомземом); учёт и регистрация потенциально опасных химических и биологических веществ (совместно с органами Госкомсанэпиднадзора).

В области охраны недр Комитет выдаёт разрешение на поиск и разработку общераспространённых полезных ископаемых, вместе с Комитетом РФ по водному хозяйству выдаёт лицензии на специальное и обособленное водопользование; совместно с Комитетом по геологии и использованию недр выдаёт разрешение на разработку подземных вод и водопотребление.

Деятельность Комитета в области охраны вод заключается в выдаче разрешений на специальное и обособленное водопользование (совместно с Комитетом РФ по водному хозяйству); выдаче разрешений на сброс сточных вод, ведении контроля за соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ в водоёмы (совместно с центрами санэпиднадзора).В области охраны лесов Комитет совместно с городским лесхозом устанавливает объем вырубки древесины сообразно её годовому приросту (расчётная лесосека), определяет лесопользователей и лесозаготовителей, утверждает объёмы работ по воспроизводству леса и ведению лесного хозяйства.

Контрольная функция Комитета в области охраны животного мира заключается в определении объёмов отстрела диких зверей и птиц (совместно с районными органами охоты); утверждении мероприятий по охране и воспроизводству дикого животного мира в районе (совместно с районным комитетом по охране окружающей среды).

В области охраны рыбных запасов вместе с районными, городскими или межрайонными инспекторами рыбной охраны утверждают порядок проведения любительского и спортивного рыболовства, список рыбохозяйственных водоёмов, лимиты вылова рыбы и их видов.

В области охраны атмосферного воздуха совместно с центрами санэпиднадзора устанавливает лимиты выбросов вредных веществ, их суточные нормативы, утверждает размеры платежей за загрязнение в экологические фонды, проверяет соблюдение предприятиями и организациями выполнения нормативов выбросов вредных веществ.

Деятельность Комитета в области санитарной охраны окружающей среды заключается в определении мест для размещения, складирования и захоронения производственно-бытовых отходов.

Важно также отметить роль средств массовой информации, учебных заведений, центров культуры совместно с которыми Комитет организует пропаганду экологических знаний, осуществляет экологическую информацию населения.

В соответствии с законом «Об охране окружающей природной среды» Комитеты охраны окружающей среды и органы санэпиднадзора обладают правом привлекать виновных организаций и лиц за совершение экологических правонарушений к административной ответственности в виде штрафа. Право наложения административного штрафа предоставлено должностным лицам Комитета без обращения в суд или комиссию.

По роду своей деятельности Комитет находится в постоянном взаимодействии с другими отделами, управлениями, службами города, которые занимаются отраслевыми либо функциональными вопросами охраны городской среды. Основными среди них являются службы земельных ресурсов, водного хозяйства, охраны лесов и нелесной городской растительности, гидрометеоконтроля, внутренних дел, атомного надзора и ядерной безопасности.


Вернуться в раздел «Экология города»


 

Проблемы концепции устойчивого экологического развития. Системно-методологический анализ / В настоящей книге представлены результаты разработок в области экологической проблематики, проведённых автором за последние три десятилетия в рамках научно-исследовательских программ и проектов Института системного анализа РАН. В книге обсуждаются вопросы методологических оснований концепции устойчиПроблемы концепции устойчивого экологического развития. Системно-методологический анализ
В настоящей книге представлены результаты разработок в области экологической ...
Экология и гигиена жилой среды. Для специалистов Роспотребнадзора / В книге освещены классические положения гигиенической науки с учётом достижений отечественных и зарубежных учёных, касающихся воздействия на организм человека природных и антропогенных физических факторов жилой среды. Приводится анализ научных данных и результатов собственных исследований о микроклиЭкология и гигиена жилой среды. Для специалистов Роспотребнадзора
В книге освещены классические положения гигиенической науки с учётом достижений ...
Мониторинг органических загрязнений природной среды. 500 методик / В практическом руководстве представлены более 500 экоаналитических методик определения приоритетных органических загрязнений природной среды (питьевая вода, природные и сточные воды, почвы, донные отложения, бытовые и опасные промышленные отходы, атмосферный воздух, воздух рабочей зоны и промышленныМониторинг органических загрязнений природной среды. 500 методик
В практическом руководстве представлены более 500 экоаналитических методик ...