Государственный экологический контроль за охраной окружающей среды городов

Неблагоприятная экологическая ситуация обещает стать главной проблемой 21-го века. Это особенно актуально для крупных городов, где сегодня проживает значительная часть населения Земли, и процесс урбанизации, по мнению экспертов, ещё не завершён. Рост заболеваний дыхательных путей, аллергия, заболевания кровеносной системы — это далеко не полный перечень последствий ухудшения экологической ситуации, и, в частности, загрязнения атмосферы.

Вернуться в раздел «Экология города»

Государственный экологический контроль за охраной окружающей среды городов

Раскрывая тему правовой охраны окружающей природной среды в городах, нельзя не уделить внимание роли государственных органов в осуществлении экологического контроля за охраной окружающей природной среды городов.

Компетенция территориальных городских органов охраны окружающей среды определяется двумя нормативно-правовыми актами: Законом РСФСР «Об органах самоуправления в РСФСР» и Законом РФ «Об охране окружающей природной среды».

В соответствии с Конституцией РФ области природопользования и охраны окружающей среды, экологической безопасности являются сферой совместной компетенции Федерации и субъектов Федерации, т.е. субъекты Федерации могут с учётом собственного правового регулирования вносить те или иные дополнения в компетенцию органов экологического управления и их структуру.

Комитеты окружающей среды в крупных городах имеют как правило трёх-пятизвенную структуру: планово-координационный центр, нормативный отдел, отдел контрольно-инспекционной и экологической экспертизы, городской экологический фонд, отдел пропаганды (информации).

Среди функций Комитета охраны окружающей среды города называют следующие:

  • учётная — учёт природных ресурсов города и их изменения, выбрасываемых отходов и мест по размещению;
  • планово-координационная — планирование городских природоохранительных мероприятий на основе координации экологической деятельности отраслевых природоохранительных служб;
  • нормировочная — разработка нормативов выбросов, сбросов вредных веществ для предприятий, норм захоронения твёрдых отходов, определение платежей за пользование ресурсами и загрязнение окружающей среды;
  • инспекционная — организация проверки и контроля за выполнением экологических нормативов и эколого-правовых норм;
  • финансовая — формирование внебюджетного экологического фонда и контроль его расходования;
  • информационная — экологическое просвещение, воспитание, экологическая информация населения;
  • разрешительная — выдача разрешений, лицензий на размещение вредных веществ, на специальное и обособленное водопользование, вывоз за рубеж некоторых видов животного мира, выброс вредных веществ, проведение государственной экологической экспертизы;
  • контрольная — довольно широкая функция, зависящая от местных условий.

Контрольная функция Комитета по охране окружающей среды в области охраны земель заключается в ведении контроля за рациональным использованием земель, обоснованностью отводов для хозяйственного строительства сельскохозяйственных земель; учёт деградированных и загрязнённых земель, принятие мер по их восстановлению (совместно с Роскомземом); учёт и регистрация потенциально опасных химических и биологических веществ (совместно с органами Госкомсанэпиднадзора).

В области охраны недр Комитет выдаёт разрешение на поиск и разработку общераспространённых полезных ископаемых, вместе с Комитетом РФ по водному хозяйству выдаёт лицензии на специальное и обособленное водопользование; совместно с Комитетом по геологии и использованию недр выдаёт разрешение на разработку подземных вод и водопотребление.

Деятельность Комитета в области охраны вод заключается в выдаче разрешений на специальное и обособленное водопользование (совместно с Комитетом РФ по водному хозяйству); выдаче разрешений на сброс сточных вод, ведении контроля за соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ в водоёмы (совместно с центрами санэпиднадзора).В области охраны лесов Комитет совместно с городским лесхозом устанавливает объем вырубки древесины сообразно её годовому приросту (расчётная лесосека), определяет лесопользователей и лесозаготовителей, утверждает объёмы работ по воспроизводству леса и ведению лесного хозяйства.

Контрольная функция Комитета в области охраны животного мира заключается в определении объёмов отстрела диких зверей и птиц (совместно с районными органами охоты); утверждении мероприятий по охране и воспроизводству дикого животного мира в районе (совместно с районным комитетом по охране окружающей среды).

В области охраны рыбных запасов вместе с районными, городскими или межрайонными инспекторами рыбной охраны утверждают порядок проведения любительского и спортивного рыболовства, список рыбохозяйственных водоёмов, лимиты вылова рыбы и их видов.

В области охраны атмосферного воздуха совместно с центрами санэпиднадзора устанавливает лимиты выбросов вредных веществ, их суточные нормативы, утверждает размеры платежей за загрязнение в экологические фонды, проверяет соблюдение предприятиями и организациями выполнения нормативов выбросов вредных веществ.

Деятельность Комитета в области санитарной охраны окружающей среды заключается в определении мест для размещения, складирования и захоронения производственно-бытовых отходов.

Важно также отметить роль средств массовой информации, учебных заведений, центров культуры совместно с которыми Комитет организует пропаганду экологических знаний, осуществляет экологическую информацию населения.

В соответствии с законом «Об охране окружающей природной среды» Комитеты охраны окружающей среды и органы санэпиднадзора обладают правом привлекать виновных организаций и лиц за совершение экологических правонарушений к административной ответственности в виде штрафа. Право наложения административного штрафа предоставлено должностным лицам Комитета без обращения в суд или комиссию.

По роду своей деятельности Комитет находится в постоянном взаимодействии с другими отделами, управлениями, службами города, которые занимаются отраслевыми либо функциональными вопросами охраны городской среды. Основными среди них являются службы земельных ресурсов, водного хозяйства, охраны лесов и нелесной городской растительности, гидрометеоконтроля, внутренних дел, атомного надзора и ядерной безопасности.


Вернуться в раздел «Экология города»


 

Гуманизация идеологии и введение в инженерно-экономическую экологию / Для широкого круга читателей. Благодаря доступному изложению на конкретных примерах взаимодействия с природной средой можно наметить пути по эколого-экономическому и социально-оздоровительному благополучию, а так же упование на нравственное совершенствование людей, ибо речь идёт о включении нравствеГуманизация идеологии и введение в инженерно-экономическую экологию
Для широкого круга читателей. Благодаря доступному изложению на конкретных ...
Величайшие чудеса природы / Эта книга о тех поистине уникальных памятниках природы, которые по праву можно отнести к чудесам. Они есть на всех континентах Земли: Большой Барьерный риф у берегов Австралии и японская гора Фудзи, снежная вершина Килиманджаро в Африке и Телецкое озеро — жемчужина Алтая, подобные древним изваяниям Величайшие чудеса природы
Эта книга о тех поистине уникальных памятниках природы, которые по праву можно ...
Shore Processes and their Palaeoenvironmental Applications, Volume 4 (Developments in Marine Geology) / The last five years have been marked by rapid technological and analytical developments in the study of shore processes and in the comprehension of shore deposits and forms, and shoreline change over time. These developments have generated a considerable body of literature in a wide range of professShore Processes and their Palaeoenvironmental Applications, Volume 4 (Developments in Marine Geology)
The last five years have been marked by rapid technological and analytical developments in the study of shore processes and in the comprehension of ...