Экологический туризм и детское экологическое движение

Экологический туризм (экотуризм) — это форма устойчивого туризма, сфокусированная на посещениях относительно нетронутых антропогенным воздействием природных территорий.

Вернуться в раздел экологического туризма

Экологический туризм и детское экологическое движение

Современная концепция экологического туризма возникла на стыке актуальнейших природоохранных, экономических и социальных проблем общества. Экологический туризм призван, с одной стороны, удовлетворить человеческую потребность в общении с природой, уединении, изучении и познании природы и культуры, а с другой — решить социально-экономические и природоохранные проблемы отдалённых регионов. Существует множество определений экологического туризма, но в целом все они в настоящий момент сводятся к пяти базовым характеристикам:

  1. Это путешествие в природу;
  2. Это путешествие, направленное на получение новых знаний о природе и местной культуре (экологическое образование и просвещение);
  3. Это путешествие, которое вносит вклад в охрану природы и сохранение местной культурной среды;
  4. Это путешествие, организованное таким образом, что все возможные негативные последствия сведены к минимуму;
  5. Это путешествие, которое вносит вклад в социально-экономическое развитие регионов.

За каждым из этих блоков, стоит целый комплекс специфических проблем и направлений деятельности. Вклад в охрану природы связан с проблемами сохранения биоразнообразия, развития и поддержки заповедников и национальных парков, вклад в социально-экономические проблемы регионов подразумевают использование возможностей экологического туризма как одного из потенциальных экономических рычагов развития, способного стать существенной частью местной экономики.

Очень важен образовательный, просветительский и воспитательный аспекты экологического туризма. Экотуризм отличается добровольной ответственностью всех участников — как отдыхающих, так и компаний, организующих отдых — за экологические и социальные последствия своего путешествия. И просвещение и пропаганда идей экологического туризма играют очень важную роль, если мы хотим, чтобы теория воплощалось в жизнь, а не оставалась мечтами и благими пожеланиями.

В этом контексте мы рассмотрим такую форму экологического туризма, как проведение детских экологических лагерей на территории заповедников и национальных парков. Развитием этого направления в последние два года занимается Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, а успешные результаты этой деятельности позволяют говорить о новых перспективах формирования детского экологического движения, направленного как на поддержку федеральных и городских ООПТ, так и на решение важных природоохранных задач Москвы.

Исполнителем проектов Департамента по организации детских экологических лагерей на территории заповедников и национальных парков выступил Фонд развития экотуризма «Дерсу Узала». Фонд является одной из первых организаций в России, которая с момента своего появления в 1998 году целенаправленно и профессионально занимается внедрением международной концепции и современной практики экологического туризма на особо охраняемых природных территориях России. Более 20 проектов выполнено Фондом по разработке стратегий развития экологического туризма в заповедниках и национальных парках Камчатки, Дальнего Востока, Байкала, Алтая, Саян, Тувы, Северной Кавказа, Карелии, Центральных регионов России. Разработаны и успешно реализуются на практике около 50 маршрутов экологического туризма, с участием ООПТ этих регионов. Подготовлены и утверждены на уровне МПР РФ концепция и основные направления деятельности по развитию экологического туризма на территории федеральных ООПТ («Основные направления развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года»). Впервые на русском языке опубликовано методическое пособие, рассматривающее все аспекты экологического туризма («Экотуризм на пути в Россию», ключевые авторы Е. Ю.Ледовских, Н. В. Моралева). С 2001 года Фонд одним из первых начал организацию детских образовательных экологических лагерей, сначала совместно со Звенигородской биостанцией Биологического факультета МГУ, а затем с федеральными ООПТ. Обширный теоретический и успешный практический опыт позволил нам сформулировать некоторые подходы и принципы организации детских экологических лагерей.

О возможностях и перспективах детского экологического движения говорят многие. Однако нередко под экологическим образованием подразумевают воспитание широкого круга юных натуралистов и любителей природы. Наш опыт работы с детьми показывает, что доля таких серьёзно мотивированных детей, ориентированных на получение конкретных знаний о природе, весьма незначительна. Более того, в целом, на фоне острых социальных проблем в нашем обществе идёт процесс снижения интереса как взрослого населения, так и детского к экологическим проблемам. Поэтому, прежде всего, необходимо для самих себя определить стратегические задачи. Если задача — воспитание знатоков и любителей природы, то круг наших участников будет достаточно узким. Как правило, юннаты — это вполне самодостаточное «микросообщество» со своей субкультурой, многолетними традициями, признанными авторитетами и наставниками. Если же мы говорим о привлечении достаточно большого количества участников и обсуждаем перспективы развития экологического движения, то мы должны понимать, что большинство детей никогда не станут юными натуралистами. А это означает, что методы работы с детьми, изначальная степень заинтересованности которых биологическими дисциплинами и экологическими проблемами, весьма незначительна, существенно отличаются от принципов работы с мотивированными детьми, нацеленными на приобретение новой информации и биологических знаний.

Исходя из этого, мы рассматриваем экологические лагеря, организованные на территории заповедников или национальных парков, как ключевое звено, играющее цементирующую роль в процессе объединения детей и повышении уровня их вовлечённости в современные природоохранные и экологические проблемы.

В основе нашей концепции экологического лагеря лежат четыре базовые составляющие:

  1. Обязательная программа изучения базовых биологических дисциплин. Как правило, это четыре предмета — ботаника, зоология, гидробиология, краеведение. В некоторых случаях, в зависимости от наличия специалистов, добавляются другие предметы — ландшафтоведение, паразитология, ихтиология, болотоведение и др. Изучение базовых дисциплин является обязательным ликбезом для всех. А вот затем дети могут выбрать понравившееся направление науки и вместе с преподавателем подготовить самостоятельное научное исследование, собрать полевой материал, обработать данные и подготовить доклад на итоговой научной конференции. А те кто, успешно прошёл через все ступени, подготовил работу и выступил на конференции, получают диплом «Эксперта».

  2. Максимально широкий спектр возможных творческих и познавательных мастер-классов. При этом детям предоставляется свобода выбора как самих занятий, так и степени постижения предмета. Мастер-классы могут быть разными в разных лагерях и зависят от умений и навыков взрослых, работающих в лагере. Среди мастер — классов наиболее привлекательными для детей были психология и тренинги на командное взаимодействие; «Природа и творчество»; народные промысла и ремесла (плетение из бересты, лепка из глины, обережные куклы, плетение из соломки и т.п); фотография; ландшафтный дизайн; школа выживания в дикой природе; основы первой медицинской помощи. Самое главное — все страшно интересно, все хочется узнать и попробовать, сводного времени практически не остаётся.

  3. Создание дружеской, доверительной, психологически комфортной обстановки в лагере. Это один из ключевых и одновременно сложных моментов наших лагерей. Надо, чтобы взрослые сумели по-иному взглянуть на отношения с детьми и по возможности изменили привычные стереотипы. Нам пришлось сформулировать некоторые правила для взрослых, так называемые «Уроки Дерсу Узалы». Вот эта инструкция:

    • «Всегда общайтесь с детьми уважительно, никогда не унижайте их и не говорите с ними свысока.»
    • «Постарайтесь объяснить им, почему вы даёте какие-то инструкции. Слушайте свои объяснения — не звучат ли они глупо — вроде «потому что, я так сказал».
    • «Честностью и искренностью завоюйте доверие детей, и они будут осознанно выполнять ваши указания.»
    • «По возможности предоставляйте детям свободу выбора, чего бы этого ни касалось.»
    • «Избегайте порицания и критики по отношению к детям. Дайте им почувствовать, что вы стараетесь понять и поддержать их.»
    • «Не бойтесь проявлять любовь, нежность и родительскую заботу.»

    Психологически комфортная обстановка в лагере создаётся всеми взрослыми, но в первую очередь — вожатыми. Вожатые и стажёры обеспечивают соблюдение режима и выполнение всех мероприятий программы. Каждый вечер они проводят так называемые «Свечки», на которые взрослые допускаются только с разрешения детей. В этот час перед сном, держа в руках горящую свечу, каждый может рассказать, обо всем, что понравилось или нет, о том, что волнует. На вопрос: «Что, на ваш взгляд, создаёт комфортную психологическую обстановку для всего лагеря?» подавляющее большинство детей отметили, что самое важное значение имеет «качество вожатского корпуса». Атмосферу доброжелательности и уважительности к каждому участнику отметили все/Преподаватели, ведущие биологические дисциплины чаще всего — научные сотрудники заповедников и национальных парков, иногда учёные из Москвы или учителя биологии. Высокий профессионализм и увлечённость этих людей своим делом часто становятся ещё одним открытием для детей, и в результате не только обучение, но и само общения с преподавателями нередко меняет отношение детей к учёбе вообще и к биологии в частности.

  4. Наконец, последнее ключевое звено программы экологических лагерей — создание атмосферы чего-то необыкновенного, особого приключения, праздника, воспоминание о котором сохранится на долгие годы. Праздник мы стараемся создать с первой минуты общего сбора детей, уже в момент отправления. Играют гитары, поём песни. В лагерной жизни праздники происходят регулярно — первый вечер знакомств и песни у костра, затем презентация отрядов, затем командный зачёт по базовым экологическим дисциплинам. Обычно зачёт проводится в форме эстафеты или викторины, иногда вводятся элементы спортивного ориентирования или ролевых игр. И всегда это проходит весело, азартно, празднично. А самый главный праздник происходит в конце смены все — и взрослые и дети — готовятся к карнавалу, придумывают спектакли, сочиняют песни и гимны. В программе лагеря — запланированное приключение — в середине смены, после обязательного курса биологических дисциплин, мы оправляемся в поход на два, три или даже на четыре дня, как, например, в Кенозерском национальном парке. Поход — для большинства московских детей всегда экстремальное приключение, многие никогда не ночевали в палатках, никогда не носили рюкзаков, не готовили на костре, не плавали на лодках. Даже неожиданные дождь и непогода воспринимаются детьми как необыкновенно яркое приключение.

    Уже само по себе пребывание на территории заповедников и национальных парков учит, воспитывает, формирует экологическое мировоззрение. Городские дети сразу попадают в иную реальность — в мир, где природа — полноправная хозяйка, где не работают мобильные телефоны, нет городской суеты и шума, нет магазинов, но зато есть плеск реки, шум ветра, роса на траве, лесные шорохи. За две недели пребывания детей на природе дети не только получают новые знания, но погружаются в атмосферу творчества и радости. В ответ мы получаем всплеск эмоций, удивление оттого, что учёба может быть интересной, взрослые — становятся друзьями, а сам я оказываюсь умным, хорошим и все меня любят.

На вопрос «Что нового вы открыли для себя и в себе в лагере?» дети отвечали так:

  • Я убедилась, что общество может положительно влиять на не очень хороших людей;
  • Я ещё раз убедилась, что мне нравится экологическое движение, и я хочу работать в этом направлении;
  • То, что природу надо беречь, и что это в моих руках;
  • Я понял, что учёба может быть интересной и что я умный;
  • Я научился по настоящему ценить природу и по-новому смотреть на объекты живого мира;
  • За 10 дней я прожила большую жизнь, воспоминания о ней останутся на всю жизнь.

За время, проведённое в лагере, происходят изменения в сознании детей, они открывают новое и неожиданное и в самих себе и в мире вокруг них. И именно эти открытия оказываются тем стимулом, который в дальнейшем влияет на их мотивации и превращает в социально ответственных граждан, которые начинают задавать себе вопросы «Если не я, то кто?» и «Если не сейчас, то когда?».

И, может быть, это и есть самый ценный эффект экологического просвещения. Экологические лагеря позволяют сплотить и объединить детей. Вернувшись, они горят желанием продолжить совместную деятельность и активно участвовать в природоохранных мероприятиях на особо охраняемых природных территориях Москвы.

В 2004–2005 годах при поддержке Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Фондом «Дерсу Узала» было организовано 11 лагерей, в которых приняло участие более 500 школьников города Москвы. И теперь у особо охраняемых природных территорий города появились реальные помощники. А нам опыт организации детских экологических лагерей, анализ результатов опроса детей позволил сделать некоторые наблюдения и заключения.

Прежде всего, приходится констатировать, что само по себе изучение биологии и экологии, да и решение природоохранных проблем не является той основой, базисом, который позволил бы объединить детей. В то же время, на наш взгляд говорить об объединении детей в экологическое движение можно, и в этом случае экологические лагеря становится тем пространством, на котором происходит ПОЗНАНИЕ ЖИЗНИ, САМОПОЗНАНИЕ и САМОРАЗВИТИЕ. Ведь именно этого так не хватает нашим детям! Что несёт современный мир взрослых миру детей? Если выделить главное, то на поверхности останутся две характерные черты — это двойная мораль и страх. В мире взрослых происходит подмена основных категорий нравственности и вечных ценностей. В сознании многих из нас произошло искажение смысла многих простых понятий, для нас «честность» стала означать «глупость», «доброта» превратилась в «слабость», способность к обману и лжи стали неотъемлемыми качествами делового человека, лицемерие — читай — мудрость.

Мы запутались сами и не можем объяснить нашим детям, что же такое «хорошо» и что такое «плохо». На этом фоне все средства массовой информации, телевидение, новости — все насаждает СТРАХ, в семье тоже страх — родители боятся потерять работу, бояться быть обманутыми, и даже экологические проблемы в первую очередь преподносятся детям как надвигающаяся экологическая катастрофа. И дети боятся жизни и не могут решить ключевых вопросов нравственности и морали. Пребывание в экологическом лагере ценно именно тем, что помогает детям найти нравственные ориентиры, найти точки опоры на пути в опасную и непонятную взрослую жизнь. Короткое путешествие в царство ПРИРОДЫ, позволяет создать уникальное ПРОСТРАНСТВО для воспитания, в котором есть все: красота, гармония, справедливость, где есть место познанию, творчеству, искусству, вдохновению, радости и любви, и где допустимо говорить об общечеловеческих ценностях. Поэтому самое главное в детском экологическом движении не просто просвещение и образование.


Вернуться в раздел экологического туризма


 

Трагедия или гармония? / Можно ли совместить дальнейшую индустриализацию, рост городов и численности народонаселения с охраной природы? Как избежать тех последствий внешней целесообразности, которые в конечном итоге нередко приносят ущерб природе? Эти и многие другие вопросы знакомят читателя с одной из самых важных проблемТрагедия или гармония?
Можно ли совместить дальнейшую индустриализацию, рост городов и численности ...
Формирование внешней нагрузки на водоёмы: проблемы моделирования / Разработка и совершенствование методов количественной оценки и математического моделирования нагрузки на водные объекты — основная цель настоящего исследования. Рассмотрены условия формирования главных составляющих внешней нагрузки на водные объекты и методы её количественной оценки как по данным наФормирование внешней нагрузки на водоёмы: проблемы моделирования
Разработка и совершенствование методов количественной оценки и математического ...
Локальные механизмы глобальных изменений природных экосистем / В монографии впервые описывается развёрнутая прогнозная топо-экологическая концепция как научно-методическая основа локального мониторинга лесных экосистем при глобальных изменениях климата. Излагается разработанная автором методика локального ландшафтно-экологического прогнозирования. На примере леЛокальные механизмы глобальных изменений природных экосистем
В монографии впервые описывается развёрнутая прогнозная топо-экологическая ...