Экотуристы: кто они?

Экологический туризм (экотуризм) — это форма устойчивого туризма, сфокусированная на посещениях относительно нетронутых антропогенным воздействием природных территорий.

Вернуться в раздел экологического туризма

Экотуристы: кто они?

Кто же они, потенциальные и реальные участники экологических туров? К чему они стремятся и чем руководствуются, выбирая путешествия? Понимание этих вопросов необходимо и представителям турбизнеса, и специалистам в области охраны природы, и тем, кто занимается планированием социально-экономического развития регионов. Оно нужно, с одной стороны, чтобы создавать более эффективный туристический продукт и более точно «доносить» его до потребителя, увеличивая тем самым финансовые поступления для охраняемых территорий и местной экономики, а с другой — чтобы организовать туристическую деятельность так, чтобы можно было избежать его негативных последствий.

Выделяются четыре категории участников туров (экотуров), исходя из их целей и характера их деятельности:

  • «Высокоспециализированные (специалисты)»: учёные или участники специализированных туров (эколого-образовательных и научных — орнитологических, ботанических, этнографических, археологических и др.);
  • «Увлечённые»: туристы, которые целенаправленно приезжают на охраняемые территории с целью познания местной природы и культуры;
  • «Основной поток»: туристы, главной целью которых является просто «необычное путешествие»;
  • «Случайные» туристы, для которых посещение природных уголков является случайной частью более обширного тура.

Однако такое подразделение отнюдь не абсолютно — один и тот же турист в разное время и при разных обстоятельствах может попадать в различные категории. Тем не менее эта простая классификация может быть весьма полезна, в частности, при планировании или маркетинге экотуризма.

Проведённая в США серия социологических исследований выявила пять основных мотиваций, на основании которых клиенты выбирают туры в природу — познавательные и приключенческие:

  • улучшение физической формы и здоровья;
  • неформальное общение;
  • новые впечатления и приключения;
  • познание себя и природы;
  • «бегство» от городской тесноты и стрессов.

По степени преобладания тех или иных мотиваций американские исследователи выделяют различные подгруппы туристов. Наиболее вероятные участники экотуров — та подгруппа американцев, для которых доминирующей мотивацией является «природа и активный отдых».

Специалисты в области маркетинга выделяют ещё одну, во многом «перекрывающуюся» с этой подгруппу — «путешествия по специальным интересам в области природы» (nature-based specialty travel), то есть специализированные туры в природу. К настоящему моменту к данной группе принадлежит более трети всех взрослых американцев (тогда как, для сравнения, любители «пляжного отдыха» составляют лишь 20 %). Хотя «путешествия в природу по специальным интересам» не всегда можно считать эквивалентом экотуризма — если обратиться к его определению, — тем не менее при создании соответствующих условий представители этой группы могут быть весьма перспективными экотуристами.

Итак, наиболее «классическими» экотуристами становятся специалисты и увлечённые любители природы, для которых познавательные туры в природу и посещение охраняемых территорий являются основной целью приезда в страну. Однако дополнительные возможности для рынка экотуризма могут представлять участники других видов туров «по специальным интересам» — культурных, историко-этнографических и др. Изначально посещение охраняемых территорий не является для них главной целью путешествия, но их можно увлечь и привлечь. В некоторых случаях потенциальный рынок «дополнительного» экотуристического бизнеса могут представлять бизнесмены, находящиеся в регионе в командировке, и туристы с более общими интересами.

Для того, чтобы наиболее полно реализовать преимущества экотуризма, специалисты рекомендуют работать с разными категориями потенциальных посетителей, которые, возможно, пока ещё незнакомы с концепцией экотуризма.

Характерный «портрет» экотуриста. Несмотря на огромное разнообразие видов экотуризма, экотуристов объединяют некоторые общие особенности, которые рекомендуется специально учитывать при организации и маркетинге экотуризма. Во время путешествий экотуристы стремятся испытать что-либо новое и значимое. Они выбирают такие туры, которые дают возможность развития, самосовершенствования, а также познания и приобретения нового опыта. Они любят активный отдых, но не являются сторонниками экстремальных условий и предпочитают достаточно «мягкие» туры. Помимо этого, они ценят возможность уединения. Следовательно, при организации экотуров очень важно избегать превышения эстетической ёмкости территорий.

Поскольку главное, что привлекает их, — это дикая, без следов вмешательства человека, природа, экотуристы менее других требовательны к комфорту. Хотя некая базовая инфраструктура и набор услуг им, безусловно, необходимы, экотуристы не нуждаются в размещении, питании и развлечениях по западным стандартам роскоши. Они охотно употребляют блюда местной кухни, пользуются услугами местных жителей, с большим интересом относятся к местным условиям и обычаям. По данным исследований, проведённых в Латинской Америке, в общей сложности такие туристы проводят в регионе меньше времени, но при этом «оставляют» больше денег, нежели «обычные» туристы. Всё это делает их достаточно желанными гостями на охраняемых природных территориях.


Вернуться в раздел экологического туризма


https://topstyle-moscow.com/brand/486-helmut-lang?gender=1

 

Общество и природная среда / В монографии рассматриваются тенденции развития общества, проблемы его взаимодействия с окружающей средой, анализируются негативные аспекты функционирования капиталистического способа производства и его воздействие на природу и на качество жизни людей. Значительное внимание уделено проблемам российсОбщество и природная среда
В монографии рассматриваются тенденции развития общества, проблемы его ...
Благоустройство территорий жилой застройки / В книге изложены основные проблемы благоустройства территорий жилой застройки крупных городов, системные принципы его формирования, инженерные, социально-бытовые и внешние аспекты благоустройства. Значительное внимание уделено вопросам экологического благоустройства жилых территорий, в том числе межБлагоустройство территорий жилой застройки
В книге изложены основные проблемы благоустройства территорий жилой застройки ...
Планета загадок / В книге в виде небольших рассказов показано развитие исследований и представлений о происхождении нашей планеты, её форме, размерах, тайнах строения, магнитном поле, земных электрических токах, о возрасте и вращении Земли. Рассказано о поиске полезных ископаемых и инженерно-геологических работах, о Планета загадок
В книге в виде небольших рассказов показано развитие исследований и ...