Экотуристы: кто они?

Экологический туризм (экотуризм) — это форма устойчивого туризма, сфокусированная на посещениях относительно нетронутых антропогенным воздействием природных территорий.

Вернуться в раздел экологического туризма

Экотуристы: кто они?

Кто же они, потенциальные и реальные участники экологических туров? К чему они стремятся и чем руководствуются, выбирая путешествия? Понимание этих вопросов необходимо и представителям турбизнеса, и специалистам в области охраны природы, и тем, кто занимается планированием социально-экономического развития регионов. Оно нужно, с одной стороны, чтобы создавать более эффективный туристический продукт и более точно «доносить» его до потребителя, увеличивая тем самым финансовые поступления для охраняемых территорий и местной экономики, а с другой — чтобы организовать туристическую деятельность так, чтобы можно было избежать его негативных последствий.

Выделяются четыре категории участников туров (экотуров), исходя из их целей и характера их деятельности:

  • «Высокоспециализированные (специалисты)»: учёные или участники специализированных туров (эколого-образовательных и научных — орнитологических, ботанических, этнографических, археологических и др.);
  • «Увлечённые»: туристы, которые целенаправленно приезжают на охраняемые территории с целью познания местной природы и культуры;
  • «Основной поток»: туристы, главной целью которых является просто «необычное путешествие»;
  • «Случайные» туристы, для которых посещение природных уголков является случайной частью более обширного тура.

Однако такое подразделение отнюдь не абсолютно — один и тот же турист в разное время и при разных обстоятельствах может попадать в различные категории. Тем не менее эта простая классификация может быть весьма полезна, в частности, при планировании или маркетинге экотуризма.

Проведённая в США серия социологических исследований выявила пять основных мотиваций, на основании которых клиенты выбирают туры в природу — познавательные и приключенческие:

  • улучшение физической формы и здоровья;
  • неформальное общение;
  • новые впечатления и приключения;
  • познание себя и природы;
  • «бегство» от городской тесноты и стрессов.

По степени преобладания тех или иных мотиваций американские исследователи выделяют различные подгруппы туристов. Наиболее вероятные участники экотуров — та подгруппа американцев, для которых доминирующей мотивацией является «природа и активный отдых».

Специалисты в области маркетинга выделяют ещё одну, во многом «перекрывающуюся» с этой подгруппу — «путешествия по специальным интересам в области природы» (nature-based specialty travel), то есть специализированные туры в природу. К настоящему моменту к данной группе принадлежит более трети всех взрослых американцев (тогда как, для сравнения, любители «пляжного отдыха» составляют лишь 20 %). Хотя «путешествия в природу по специальным интересам» не всегда можно считать эквивалентом экотуризма — если обратиться к его определению, — тем не менее при создании соответствующих условий представители этой группы могут быть весьма перспективными экотуристами.

Итак, наиболее «классическими» экотуристами становятся специалисты и увлечённые любители природы, для которых познавательные туры в природу и посещение охраняемых территорий являются основной целью приезда в страну. Однако дополнительные возможности для рынка экотуризма могут представлять участники других видов туров «по специальным интересам» — культурных, историко-этнографических и др. Изначально посещение охраняемых территорий не является для них главной целью путешествия, но их можно увлечь и привлечь. В некоторых случаях потенциальный рынок «дополнительного» экотуристического бизнеса могут представлять бизнесмены, находящиеся в регионе в командировке, и туристы с более общими интересами.

Для того, чтобы наиболее полно реализовать преимущества экотуризма, специалисты рекомендуют работать с разными категориями потенциальных посетителей, которые, возможно, пока ещё незнакомы с концепцией экотуризма.

Характерный «портрет» экотуриста. Несмотря на огромное разнообразие видов экотуризма, экотуристов объединяют некоторые общие особенности, которые рекомендуется специально учитывать при организации и маркетинге экотуризма. Во время путешествий экотуристы стремятся испытать что-либо новое и значимое. Они выбирают такие туры, которые дают возможность развития, самосовершенствования, а также познания и приобретения нового опыта. Они любят активный отдых, но не являются сторонниками экстремальных условий и предпочитают достаточно «мягкие» туры. Помимо этого, они ценят возможность уединения. Следовательно, при организации экотуров очень важно избегать превышения эстетической ёмкости территорий.

Поскольку главное, что привлекает их, — это дикая, без следов вмешательства человека, природа, экотуристы менее других требовательны к комфорту. Хотя некая базовая инфраструктура и набор услуг им, безусловно, необходимы, экотуристы не нуждаются в размещении, питании и развлечениях по западным стандартам роскоши. Они охотно употребляют блюда местной кухни, пользуются услугами местных жителей, с большим интересом относятся к местным условиям и обычаям. По данным исследований, проведённых в Латинской Америке, в общей сложности такие туристы проводят в регионе меньше времени, но при этом «оставляют» больше денег, нежели «обычные» туристы. Всё это делает их достаточно желанными гостями на охраняемых природных территориях.


Вернуться в раздел экологического туризма


 

Eco-Resorts: Planning and Design for the Tropics / Eco-Resorts is a design guide for low impact, environmentally friendly tourist resorts in the tropics. The book is the first to offer architects practical, detailed guidance in developing resort buildings that work with a tropical climate and meet the needs and expectations of the client and buildinEco-Resorts: Planning and Design for the Tropics
Eco-Resorts is a design guide for low impact, environmentally friendly tourist resorts in the tropics. The book is the first to offer architects ...
Introduction to Coastal Engineering and Management (Advanced Series on Ocean Engineering) / This book is based on the author’s 34 years of experience as a teacher/researcher of coastal engineering and management and on recent reflections on contemporary issues, such as consequences of failure, impacts of rising sea levels, aging infrastructure, real estate development and contemporary deciIntroduction to Coastal Engineering and Management (Advanced Series on Ocean Engineering)
This book is based on the author’s 34 years of experience as a teacher/researcher of coastal engineering and management and on recent reflections on ...
Эколого-биотехнологические основы конверсии растительных субстратов / Рассматриваются проблемы рационального использования возобновляемых источников энергии (растительного сырья) как основополагающей стратегии общества в XXI веке, вопросы применения ресурсосберегающих технологий, ориентированных на безотходную переработку древесины, сельскохозяйственных растений и лигЭколого-биотехнологические основы конверсии растительных субстратов
Рассматриваются проблемы рационального использования возобновляемых ...