— «Физическая культура».
— «Туристские ресурсы».
— «Краеведение».
— «Анимация».
В этом блоке освещаются дополнительные дисциплины, ориентирующие на будущую специализацию «Менеджмент природного рекреационного туризма».
Менеджер природной рекреации способен работать в природной рекреационной среде [заповедниках, национальных парках, на маршрутах самодеятельного (спортивно-оздоровительного) туризма различной категории сложности]. Это минимальный набор тем, позволяющий готовить квалифицированные кадры соответствующего уровня для организации и проведения спортивных походов, путешествий и других массовых туристских мероприятий.
Задача блока — дать слушателям умения и навыки, необходимые: для обеспечения безопасности проведения туристских мероприятий; для работы с группой в условиях природной среды на маршрутах различной категории сложности с учётом возрастных, физических и других особенностей участников; для работы в учреждениях по подготовке туристских кадров; для подготовки человека к выживанию в экстремальных условиях.
Углубление специальных знаний в области спортивно-оздоровительного туризма связано с тем, что наш регион по оценке ресурсов отнесён к наиболее благоприятным районам для большинства видов туризма.
Кроме того, учитывая высокую социальную и оздоровительную роль спортивного туризма разработана программа его развития.Основные направления этой программы: создание на базе рекреационных земель системы спортивно-оздоровительных центров, туродромов, экостадионов, турлагерей, приютов и т.д.; воссоздание и реорганизация системы туристских клубов (мест общения, обучения, информационной базы); создание государственных общественных систем подготовки кадров.
Включение в модель этой дисциплины «Физическая культура» связано с тем, что работа будущего специалиста в области природной рекреации связана с большими физическими нагрузками. Целью физического воспитания студента является формирование физической культуры личности, наличие которой обеспечивает готовность к социально-профессиональной деятельности, включение в здоровый образ жизни, в систематическое физическое совершенство.
Достижение этой цели предусматривает решение следующих задач: создание целостного представления о физической культуре общества и личности, социальное и профессиональное развитие менеджера туризма, гида-проводника, инструктора туризма; приобретение основ теоретических и методических знаний по физической культуре и спорту, обеспечивающих грамотное самостоятельное использование их средств, форм и методов; формирование осознанной потребности к физическому самовоспитанию, самосовершенствованию, здоровому образу жизни; воспитание нравственных, физических, психических качеств, необходимых для личного профессионального развития; обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности гида-проводника, менеджера туризма: приобретение опыта творческого использования деятельности в сфере физической культуры и спорта для достижения жизненных и профессиональных целей.
В предмете «Физическая культура» чётко выделены три группы функций физической культуры: общекультурные, специфические и внутренние.
Общекультурные функции являются естественными, т.к. физическая культура — часть общей культуры. В эту группу входит множество функций, которые диктуются потребностями общества.
Основные общекультурные функции: образовательная, воспитательная, коммуникативная, нормативная.
Специфические функции — это физическая подготовка людей к жизни и труду, укрепление здоровья, повышение физического потенциала, развитие физических способностей, двигательных навыков и т.д.
Внутренние — присущие компонентам физической культуры: физвоспитание, спорт, физическая рекреация, физическая реабилитация.
Функции «Физическая рекреация» и «Физическая реабилитация» как самостоятельные сформировались в начале 80-х годов. Их значимость возрастает в настоящее время: данные функции направлены на удовлетворение потребностей общества и личности обучаемого и будущего специалиста.
Физическая рекреация (рекреативная физическая культура) — это двигательная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в активном отдыхе, содержательном развлечении и всестороннем совершенствовании личности.
Специфическими чертами рекреации являются: отсутствие всяческого принуждения, полная добровольность выбора средств, времени, места занятий, а также их форм и методов в зависимости от личных желаний, вкусов, настроений и конкретных условий.
Характерными чертами физической рекреации являются: свобода выбора средств и партнёров, подбор наиболее приемлемых физических упражнений, переключение на иные виды деятельности и как результат — радость, удовлетворение, мотивация.Учебная дисциплина «Физическая культура» в качестве обязательного минимума включает следующие дидактические единицы, объединяющие теоретический, практический и контрольный учебный материалы: физическая культура в общекультурной, профессиональной и социальной подготовке специалиста; физическая культура и обеспечение здорового образа жизни; основы физического и спортивного совершенствования; профессионально-прикладная физическая подготовка студента.
Теоретический материал ориентирует на формирование научного мировоззрения, единство научно-практических знаний, позитивное, ценностное отношение к физической культуре.
Практический материал состоит из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего овладение методами и способами деятельности в сфере физической культуры и спорта для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности; учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самостоятельности в физической культуре и спорте для физического совершенствования, повышению уровня функциональных и двигательных способностей личности.
Контрольный материал определяет объективный, дифференцированный учёт процесса, результатов учебной деятельности студентов. Теоретический и практический разделы программы предусматривают самостоятельные формы занятий студентов.
Дополнительный курс «Туристские ресурсы Свердловской области» рассчитан на 260 часов, в том числе: 72 часа аудиторных занятий, из них лекций — 32 часа, семинарских занятий — 18 часов, выездных занятий — 20 часов; 124 часа самостоятельной работы. Форма итогового контроля — экзамен.
В настоящее время происходит переориентация турфирм на внутренний и на въездной туризм. Свердловская область, благодаря особому географическому положению и уникальному комплексу природных достопримечательностей, представляет значительный интерес для туристских поездок российских и иностранных граждан. Поэтому нужны специалисты, знающие закономерности формирования территориальных рекреационных систем, развитие и размещение территориальных рекреационных систем всех типов и рангов, умеющие прогнозировать изменения и оптимальное функционирование территориально-рекреационных систем.
Цель курса — ознакомление студентов с рекреационными ресурсами Свердловской области и его туристской освоенностью. Задача курса — изучение основных понятий о территориальной рекреационной системе, формирование и функционирование ТРС региона в соответствии с природными, культурно-историческими и экономическими условиями.
Учебный план этого курса даёт содержание понятий:
В период практики студенты работают в библиотеках области, в архивах, в музеях, в заповедниках по выявлению и инвентаризации туристских ресурсов; формируют паспорт туристских ресурсов региона.
Изучается курс «Краеведение», который рассчитан на 62 часа (36 л., 10 с., 16 пр.), вводится в учебный процесс в углублённом варианте. Форма итогового контроля — экзамен. Данный курс изучается студентами во втором семестре. Цель курса: дать представление об основах краеведения, дать умения в поиске и изучении краеведческого материала. Дать знания в области истории Свердловской области, познакомить с физико-географическими особенностями города и окрестностей. Изучить основные памятники истории и искусства. Формировать навыки исследования, сбора материала и составления необходимых документов (паспортов объекта, кратких справок, рефератов), развивать познавательные способности, воспитывать в духе высокой нравственности и патриотизма. Воспитывать ответственность за сохранение материальных и духовных ценностей.
Формировать объективное отношение к событиям и фактам. Воспитывать терпимость и уважение к различным традициям.Задачи: Дать знания по наиболее сложным для студентов (по доступности и осмыслению) темам и вопросам, дать стимул самостоятельной работы в изучении краеведческих объектов. Изучить конкретные объекты, используя самые разные формы обучения. Формы обучения: лекционные, семинарские, практические занятия, краеведческие экскурсии по городу и окрестностям, поездки с целью изучения объектов и источников, экскурсии музейные и выставочные; самостоятельная работа по изучению объектов и источников; использование знаний и навыков во время практики.
Курс «Анимация в природной рекреации» рассчитан на новое направление в туризме, которое призвано «вдохнуть душу» в туристские программы и тем самым привлечь клиентов. Ведь анимация — слово, в основу которого легли латинские слова: anima, animus — дух, душа; animates — жизнь. Анимация в туризме рассматривается как деятельность по разработке специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, входящие в сферу духовных интересов.
Такое определение анимации даётся в «Толковом словаре туристских терминов» (автор И. В. Зорин, В. А. Квартальнов, изданный в 1994 году (217)). В задачу тураниматоров входит умение организовывать культурный отдых, который является средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни. Духовно-нравственная и материальная эффективность деятельности досуга возможна, когда велика направленность человека на дело, когда имеется высокий уровень мотивации, когда досуговая работа выполняется творчески. Деятельный досуг позволяет оптимизировать решение профессиональных и семейных вопросов, укрепляет веру в себя, стимулирует жизненный оптимизм, способствует успешному взаимодействию человека с окружающими людьми, обществом и природой.
Таким образом, одна из актуальных проблем, связанная с оздоровлением общества и его будущим — это поиск оптимальных вариантов, а также определение приоритетов в организации и содержании досуга. В системе советского профсоюзного туризма был накоплен богатый опыт в организации культурного досуга. Для подготовки профессиональных специалистов необходимо его использовать и внедрять новое. Тураниматор должен помочь человеку сделать досуг интересным и содержательным. Есть множество способов сделать его таковым, и задача эта очень важная, потому, что именно в досуговой деятельности (художественной, гуманитарной, научной, прикладной, экологической и т.д.) становится возможным свободное творчество. Благодаря ему оптимально востребуются интеллектуальные и эмоциональные, духовные и физические ресурсы человека, что влечёт психологическую стабилизацию его жизни.
Использование личностно-ориентировочных технологий в педагогическом процессе свидетельствует о значимости таких факторов эффективного профессионально-личностного развития специалиста как личная заинтересованность в своём профессионально-личностном росте; общественное признание успехов, результативности труда; высокий уровень сформированности профессионально-обусловленных личностных качеств, ранее профессиональное самоопределение; постоянное повышение профессиональной компетентности.
Использованные образовательные технологии обеспечивают профессионально-личностное развитие менеджеров туризма в области природной рекреации в той мере, в какой удаётся осуществить интеграцию общепрофессиональных и специальных знаний и умений.
Вернуться в раздел экологического туризма