Использование регионального природно-рекреационного потенциала в профессиональном туристском образовании студентов

Экологический туризм (экотуризм) — это форма устойчивого туризма, сфокусированная на посещениях относительно нетронутых антропогенным воздействием природных территорий.

Вернуться в раздел экологического туризма

Использование регионального природно-рекреационного потенциала в профессиональном туристском образовании студентов

Понятие образования — весьма сложное и многоаспектное. В Законе Российской Федерации об образовании оно определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства».

Образование — это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющего собой в антагонистическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности. Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Предварительным этапом определения содержания учебных программ подготовки специалистов в туристском ВУЗе средствами природной рекреации мы считаем анализ концепций содержания образования. Рассмотрим три существующие и наиболее распространённые концепции содержания образования с точки зрения соответствия их задач формирования творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического общества.

Одна из концепций содержания образования трактует его как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в высшей школе, оставляющие в стороне остальные качества личности, такие как способность к творчеству, умение реализовывать свободу выбора, справедливое отношение к людям и т.п. Данный подход направлен на приобщение учащихся к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе. Фактически человек выступает здесь как фактор производства.

Другая концепция рассматривает содержание образования как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены. «Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения». Это определение вполне согласуется с конформистскими установками, поскольку не раскрывает характер этих знаний и умений и не основывается на анализе всего состава человеческой культуры. Предполагается, что овладение знаниями и умениями (относящимися к тем же основам наук) позволяет человеку адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры. Достаточно потребовать от человека, чтобы он знал и умел — не более.

В этом случае и требования к образованию соответствующие: достаточно передать подрастающему поколению знания и навыки по родному языку, математике, физике и др. учебным предметам. В современных условиях развития нашей российской общеобразовательной и высшей школы этого недостаточно. Решение задач, связанных с функционированием отдельных сфер жизни общества, требует от учащихся не только овладения определённым учебным содержанием, но и развития у них таких качеств как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению своекорыстия, бездушия и несправедливости и т.п.

Развитие именно таких качеств, как отмечает Ч. Куписевич, способствует формированию у них ценностно-значимых запросов и намерений, приобщению их к самообразованию. Эти факторы, представляя собой важную сферу общественной жизни, одновременно являются условиями функционирования остальных её сфер.

В наибольшей степени соответствует этим установкам гуманистического мышления концепция содержание образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте. В свете этой концепции содержание образования, будучи изоморфно социальному опыту, состоит из следующих четырёх структурных элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме способов её осуществления — знаний; опыта репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способов её осуществления — умений и навыков; опыта творческой деятельности в форме проблемных ситуаций; опыта эмоционально-ценностных отношений.

Каждый из отмеченных видов социального опыта представляет собой специфический вид содержания образования: знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании верной картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности; опыт осуществления чувственных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт.

Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений, составляющая содержание этого опыта, является основой множества конкретных деятельностей и обеспечивает способность подрастающих поколений к сохранению социальной культуры народа.

  • Опыт творческий, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом. Он требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирование новых способов деятельности на основе уже известных. Этот вид социального опыта развивает способности к дальнейшему развитию культуры у молодого поколения.
  • Опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявления в отношении к окружающему миру, к другим людям в совокупности потребностей, обуславливающих эмоциональное восприятие личностно-определённых объектов, включённых в её систему ценностей. Это сплав знаний, убеждений и практических действий.

Усвоение перечисленных элементов социального опыта направлено на трансформацию его в личный опыт, «перенос» социального в индивидуальное. Элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Умения без знаний невозможны. Творческая деятельность осуществляется на определённом содержательном материале знаний и умений.

Поэтому высшее образование готовит к жизни, какой она есть, и существующему порядку вещей, но готовит таким образом, что человек оказывается способным вносить собственный вклад в этот порядок, вплоть до его реформирования.

Концепция, рассмотренная выше, ориентирует педагога на специальную работу по формированию в сознании студента общечеловеческих ценностей, гуманного отношения к людям. Опытно-экспериментальная апробация разработанного нами содержания образования в виде программ обучения, была включена в учебный процесс на уровне лицея туристского профиля, вузовского образования и в системе повышения квалификации по программам РМАТ, но с учётом туристских ресурсов Свердловской области. В состав профессиональных моделей обучения на уровне лицея были включены: иностранный язык, краеведение, спортивный туризм, этика поведения, экскурсоведение, деловой этикет и деловой протокол, основы менеджмента и др.

Занятия проводятся в 8–11 классах. По истечении экспериментальной апробации цикла дисциплин под названием «Начальный менеджмент туризма и экскурсий» учащиеся вместе с аттестатами о среднем образовании получали сертификат о начальной туристской подготовке и профессию «гид-экскурсовод», «переводчик референт», более половины выпускников поступили на учёбу в филиал РМАТ.

Важное значение при этом имеют мотивы, формирование склонностей учащихся к получению специальности менеджера туризма.В содержании учебных программ по трём блокам были включены разделы знаний, формирующие интересы лицеистов, мотивирующих их обучение в направлении освоения навыков и умений профессиональной деятельности.

Содержание обеих программ отвечает указанным выше задачам обучения и запросам практики, с одной стороны, функциям будущей профессиональной деятельности, с другой стороны.

На данном уровне образования делается акцент на организационно-управленческих аспектах туристской деятельности с учётом специализации лицея, принимая во внимание функции будущего специалиста по организации, реализации и управлению программами (турами, маршрутами) спортивного туризма. Учебная программа может быть увеличена на 20–30 % внутри дисциплин на изучение особенностей спортивного туризма. В первую очередь, это относится к дисциплинам «Спортивно-оздоровительный туризм», «Краеведение», «Туристские ресурсы региона», «Экскурсоведение», «Введение в туризм».

Раскроем структурно блок «Содержание». В нём мы ввели следующие дисциплины:

— «Спортивно-оздоровительный туризм».
— «Физическая культура».
— «Туристские ресурсы».
— «Краеведение».
— «Анимация».

В этом блоке освещаются дополнительные дисциплины, ориентирующие на будущую специализацию «Менеджмент природного рекреационного туризма».

Менеджер природной рекреации способен работать в природной рекреационной среде [заповедниках, национальных парках, на маршрутах самодеятельного (спортивно-оздоровительного) туризма различной категории сложности]. Это минимальный набор тем, позволяющий готовить квалифицированные кадры соответствующего уровня для организации и проведения спортивных походов, путешествий и других массовых туристских мероприятий.

Задача блока — дать слушателям умения и навыки, необходимые: для обеспечения безопасности проведения туристских мероприятий; для работы с группой в условиях природной среды на маршрутах различной категории сложности с учётом возрастных, физических и других особенностей участников; для работы в учреждениях по подготовке туристских кадров; для подготовки человека к выживанию в экстремальных условиях.

Углубление специальных знаний в области спортивно-оздоровительного туризма связано с тем, что наш регион по оценке ресурсов отнесён к наиболее благоприятным районам для большинства видов туризма.

Кроме того, учитывая высокую социальную и оздоровительную роль спортивного туризма разработана программа его развития.Основные направления этой программы: создание на базе рекреационных земель системы спортивно-оздоровительных центров, туродромов, экостадионов, турлагерей, приютов и т.д.; воссоздание и реорганизация системы туристских клубов (мест общения, обучения, информационной базы); создание государственных общественных систем подготовки кадров.

Включение в модель этой дисциплины «Физическая культура» связано с тем, что работа будущего специалиста в области природной рекреации связана с большими физическими нагрузками. Целью физического воспитания студента является формирование физической культуры личности, наличие которой обеспечивает готовность к социально-профессиональной деятельности, включение в здоровый образ жизни, в систематическое физическое совершенство.

Достижение этой цели предусматривает решение следующих задач: создание целостного представления о физической культуре общества и личности, социальное и профессиональное развитие менеджера туризма, гида-проводника, инструктора туризма; приобретение основ теоретических и методических знаний по физической культуре и спорту, обеспечивающих грамотное самостоятельное использование их средств, форм и методов; формирование осознанной потребности к физическому самовоспитанию, самосовершенствованию, здоровому образу жизни; воспитание нравственных, физических, психических качеств, необходимых для личного профессионального развития; обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности гида-проводника, менеджера туризма: приобретение опыта творческого использования деятельности в сфере физической культуры и спорта для достижения жизненных и профессиональных целей.

В предмете «Физическая культура» чётко выделены три группы функций физической культуры: общекультурные, специфические и внутренние.

Общекультурные функции являются естественными, т.к. физическая культура — часть общей культуры. В эту группу входит множество функций, которые диктуются потребностями общества.

Основные общекультурные функции: образовательная, воспитательная, коммуникативная, нормативная.

Специфические функции — это физическая подготовка людей к жизни и труду, укрепление здоровья, повышение физического потенциала, развитие физических способностей, двигательных навыков и т.д.

Внутренние — присущие компонентам физической культуры: физвоспитание, спорт, физическая рекреация, физическая реабилитация.

Функции «Физическая рекреация» и «Физическая реабилитация» как самостоятельные сформировались в начале 80-х годов. Их значимость возрастает в настоящее время: данные функции направлены на удовлетворение потребностей общества и личности обучаемого и будущего специалиста.

Физическая рекреация (рекреативная физическая культура) — это двигательная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в активном отдыхе, содержательном развлечении и всестороннем совершенствовании личности.

Специфическими чертами рекреации являются: отсутствие всяческого принуждения, полная добровольность выбора средств, времени, места занятий, а также их форм и методов в зависимости от личных желаний, вкусов, настроений и конкретных условий.

Характерными чертами физической рекреации являются: свобода выбора средств и партнёров, подбор наиболее приемлемых физических упражнений, переключение на иные виды деятельности и как результат — радость, удовлетворение, мотивация.Учебная дисциплина «Физическая культура» в качестве обязательного минимума включает следующие дидактические единицы, объединяющие теоретический, практический и контрольный учебный материалы: физическая культура в общекультурной, профессиональной и социальной подготовке специалиста; физическая культура и обеспечение здорового образа жизни; основы физического и спортивного совершенствования; профессионально-прикладная физическая подготовка студента.

Теоретический материал ориентирует на формирование научного мировоззрения, единство научно-практических знаний, позитивное, ценностное отношение к физической культуре.

Практический материал состоит из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего овладение методами и способами деятельности в сфере физической культуры и спорта для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности; учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самостоятельности в физической культуре и спорте для физического совершенствования, повышению уровня функциональных и двигательных способностей личности.

Контрольный материал определяет объективный, дифференцированный учёт процесса, результатов учебной деятельности студентов. Теоретический и практический разделы программы предусматривают самостоятельные формы занятий студентов.

Дополнительный курс «Туристские ресурсы Свердловской области» рассчитан на 260 часов, в том числе: 72 часа аудиторных занятий, из них лекций — 32 часа, семинарских занятий — 18 часов, выездных занятий — 20 часов; 124 часа самостоятельной работы. Форма итогового контроля — экзамен.

В настоящее время происходит переориентация турфирм на внутренний и на въездной туризм. Свердловская область, благодаря особому географическому положению и уникальному комплексу природных достопримечательностей, представляет значительный интерес для туристских поездок российских и иностранных граждан. Поэтому нужны специалисты, знающие закономерности формирования территориальных рекреационных систем, развитие и размещение территориальных рекреационных систем всех типов и рангов, умеющие прогнозировать изменения и оптимальное функционирование территориально-рекреационных систем.

Цель курса — ознакомление студентов с рекреационными ресурсами Свердловской области и его туристской освоенностью. Задача курса — изучение основных понятий о территориальной рекреационной системе, формирование и функционирование ТРС региона в соответствии с природными, культурно-историческими и экономическими условиями.

Учебный план этого курса даёт содержание понятий:

  • ресурсов в туристской деятельности, типологии туристских ресурсов региона — по генезису (природные, культурно-исторические, трудовые), по направлениям использования (оздоровительные, лечебные, познавательные, религиозные и т.п.), по степени аттрактивности, по отношению к формам собственности, по транспортной и пешеходной доступности;
  • раскрывает: методы выявления и инвентаризации тур-ресурсов (в т.ч. картографирование), принципы и методы туристской квалиметрии (измерение качества, оценки), оценку временного потенциала ресурсов [сезонные ограничения, ограничения по режиму использования (музеи, охраняемые территории и т.д.)], подсчёт запасов ресурсов (по типам, качеству, пространственно-временным характеристикам), категоризацию запасов, содержание кадастров туристских ресурсов, методы их создания, ответственность, экономические основы пользования кадастровой информацией, формы аккумуляции: информационно-бумажные носители (паспорта и т.д.), туристско-ресурсные геоинформационные системы и т.д.;
  • разъясняет: особенности туристского ресурсопользования (отношение с собственниками и владельцами ресурсов, режимные ограничения и т.д.), туристскую ренту, её роль, методы определения;
  • ставит задачи: знать и уметь донести до слушателя в различных формах богатство туристского потенциала региона.

В период практики студенты работают в библиотеках области, в архивах, в музеях, в заповедниках по выявлению и инвентаризации туристских ресурсов; формируют паспорт туристских ресурсов региона.

Изучается курс «Краеведение», который рассчитан на 62 часа (36 л., 10 с., 16 пр.), вводится в учебный процесс в углублённом варианте. Форма итогового контроля — экзамен. Данный курс изучается студентами во втором семестре. Цель курса: дать представление об основах краеведения, дать умения в поиске и изучении краеведческого материала. Дать знания в области истории Свердловской области, познакомить с физико-географическими особенностями города и окрестностей. Изучить основные памятники истории и искусства. Формировать навыки исследования, сбора материала и составления необходимых документов (паспортов объекта, кратких справок, рефератов), развивать познавательные способности, воспитывать в духе высокой нравственности и патриотизма. Воспитывать ответственность за сохранение материальных и духовных ценностей.

Формировать объективное отношение к событиям и фактам. Воспитывать терпимость и уважение к различным традициям.Задачи: Дать знания по наиболее сложным для студентов (по доступности и осмыслению) темам и вопросам, дать стимул самостоятельной работы в изучении краеведческих объектов. Изучить конкретные объекты, используя самые разные формы обучения. Формы обучения: лекционные, семинарские, практические занятия, краеведческие экскурсии по городу и окрестностям, поездки с целью изучения объектов и источников, экскурсии музейные и выставочные; самостоятельная работа по изучению объектов и источников; использование знаний и навыков во время практики.

Курс «Анимация в природной рекреации» рассчитан на новое направление в туризме, которое призвано «вдохнуть душу» в туристские программы и тем самым привлечь клиентов. Ведь анимация — слово, в основу которого легли латинские слова: anima, animus — дух, душа; animates — жизнь. Анимация в туризме рассматривается как деятельность по разработке специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, входящие в сферу духовных интересов.

Такое определение анимации даётся в «Толковом словаре туристских терминов» (автор И. В. Зорин, В. А. Квартальнов, изданный в 1994 году (217)). В задачу тураниматоров входит умение организовывать культурный отдых, который является средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни. Духовно-нравственная и материальная эффективность деятельности досуга возможна, когда велика направленность человека на дело, когда имеется высокий уровень мотивации, когда досуговая работа выполняется творчески. Деятельный досуг позволяет оптимизировать решение профессиональных и семейных вопросов, укрепляет веру в себя, стимулирует жизненный оптимизм, способствует успешному взаимодействию человека с окружающими людьми, обществом и природой.

Таким образом, одна из актуальных проблем, связанная с оздоровлением общества и его будущим — это поиск оптимальных вариантов, а также определение приоритетов в организации и содержании досуга. В системе советского профсоюзного туризма был накоплен богатый опыт в организации культурного досуга. Для подготовки профессиональных специалистов необходимо его использовать и внедрять новое. Тураниматор должен помочь человеку сделать досуг интересным и содержательным. Есть множество способов сделать его таковым, и задача эта очень важная, потому, что именно в досуговой деятельности (художественной, гуманитарной, научной, прикладной, экологической и т.д.) становится возможным свободное творчество. Благодаря ему оптимально востребуются интеллектуальные и эмоциональные, духовные и физические ресурсы человека, что влечёт психологическую стабилизацию его жизни.

Использование личностно-ориентировочных технологий в педагогическом процессе свидетельствует о значимости таких факторов эффективного профессионально-личностного развития специалиста как личная заинтересованность в своём профессионально-личностном росте; общественное признание успехов, результативности труда; высокий уровень сформированности профессионально-обусловленных личностных качеств, ранее профессиональное самоопределение; постоянное повышение профессиональной компетентности.

Использованные образовательные технологии обеспечивают профессионально-личностное развитие менеджеров туризма в области природной рекреации в той мере, в какой удаётся осуществить интеграцию общепрофессиональных и специальных знаний и умений.


Вернуться в раздел экологического туризма


 

Биоиндикация загрязнений / В учебном пособии изложены современные подходы к использованию биоиндикационного метода при оценке экологического состояния окружающей среды. Рассмотрены общие теоретические положения биоиндикации и взаимосвязь изменения параметров развития организмов и их сообществ с экологическими факторами. БольшБиоиндикация загрязнений
В учебном пособии изложены современные подходы к использованию ...
Энциклопедический словарь «Геоэкология» / Энциклопедический словарь содержит информацию по широкому кругу вопросов новой научной дисциплины — геоэкологии, изучающей взаимодействие литосферы и биосферы. В словарь вошло около 2 400 статей. Более 150 наименований составляют биографические статьи о деятелях науки прошлого и настоящего, оставившЭнциклопедический словарь «Геоэкология»
Энциклопедический словарь содержит информацию по широкому кругу вопросов новой ...
Струйная аэрация / В монографии рассмотрены основы гидродинамики струйной аэрации. В работе дана краткая классификация существующих сегодня аэрирующих устройств, предложены основы теоретической модели, описывающей динамику газожидкостных аэраторов, дан расчёт пузырьково-капельного факела затопленной струи, выходящей вСтруйная аэрация
В монографии рассмотрены основы гидродинамики струйной аэрации. В работе дана ...