Использование регионального природно-рекреационного потенциала в профессиональном туристском образовании студентов

Экологический туризм (экотуризм) — это форма устойчивого туризма, сфокусированная на посещениях относительно нетронутых антропогенным воздействием природных территорий.

Вернуться в раздел экологического туризма

Использование регионального природно-рекреационного потенциала в профессиональном туристском образовании студентов

Понятие образования — весьма сложное и многоаспектное. В Законе Российской Федерации об образовании оно определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства».

Образование — это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющего собой в антагонистическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности. Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Предварительным этапом определения содержания учебных программ подготовки специалистов в туристском ВУЗе средствами природной рекреации мы считаем анализ концепций содержания образования. Рассмотрим три существующие и наиболее распространённые концепции содержания образования с точки зрения соответствия их задач формирования творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического общества.

Одна из концепций содержания образования трактует его как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в высшей школе, оставляющие в стороне остальные качества личности, такие как способность к творчеству, умение реализовывать свободу выбора, справедливое отношение к людям и т.п. Данный подход направлен на приобщение учащихся к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе. Фактически человек выступает здесь как фактор производства.

Другая концепция рассматривает содержание образования как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены. «Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения». Это определение вполне согласуется с конформистскими установками, поскольку не раскрывает характер этих знаний и умений и не основывается на анализе всего состава человеческой культуры. Предполагается, что овладение знаниями и умениями (относящимися к тем же основам наук) позволяет человеку адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры. Достаточно потребовать от человека, чтобы он знал и умел — не более.

В этом случае и требования к образованию соответствующие: достаточно передать подрастающему поколению знания и навыки по родному языку, математике, физике и др. учебным предметам. В современных условиях развития нашей российской общеобразовательной и высшей школы этого недостаточно. Решение задач, связанных с функционированием отдельных сфер жизни общества, требует от учащихся не только овладения определённым учебным содержанием, но и развития у них таких качеств как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению своекорыстия, бездушия и несправедливости и т.п.

Развитие именно таких качеств, как отмечает Ч. Куписевич, способствует формированию у них ценностно-значимых запросов и намерений, приобщению их к самообразованию. Эти факторы, представляя собой важную сферу общественной жизни, одновременно являются условиями функционирования остальных её сфер.

В наибольшей степени соответствует этим установкам гуманистического мышления концепция содержание образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте. В свете этой концепции содержание образования, будучи изоморфно социальному опыту, состоит из следующих четырёх структурных элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме способов её осуществления — знаний; опыта репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способов её осуществления — умений и навыков; опыта творческой деятельности в форме проблемных ситуаций; опыта эмоционально-ценностных отношений.

Каждый из отмеченных видов социального опыта представляет собой специфический вид содержания образования: знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании верной картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности; опыт осуществления чувственных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт.

Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений, составляющая содержание этого опыта, является основой множества конкретных деятельностей и обеспечивает способность подрастающих поколений к сохранению социальной культуры народа.

  • Опыт творческий, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом. Он требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирование новых способов деятельности на основе уже известных. Этот вид социального опыта развивает способности к дальнейшему развитию культуры у молодого поколения.
  • Опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявления в отношении к окружающему миру, к другим людям в совокупности потребностей, обуславливающих эмоциональное восприятие личностно-определённых объектов, включённых в её систему ценностей. Это сплав знаний, убеждений и практических действий.

Усвоение перечисленных элементов социального опыта направлено на трансформацию его в личный опыт, «перенос» социального в индивидуальное. Элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Умения без знаний невозможны. Творческая деятельность осуществляется на определённом содержательном материале знаний и умений.

Поэтому высшее образование готовит к жизни, какой она есть, и существующему порядку вещей, но готовит таким образом, что человек оказывается способным вносить собственный вклад в этот порядок, вплоть до его реформирования.

Концепция, рассмотренная выше, ориентирует педагога на специальную работу по формированию в сознании студента общечеловеческих ценностей, гуманного отношения к людям. Опытно-экспериментальная апробация разработанного нами содержания образования в виде программ обучения, была включена в учебный процесс на уровне лицея туристского профиля, вузовского образования и в системе повышения квалификации по программам РМАТ, но с учётом туристских ресурсов Свердловской области. В состав профессиональных моделей обучения на уровне лицея были включены: иностранный язык, краеведение, спортивный туризм, этика поведения, экскурсоведение, деловой этикет и деловой протокол, основы менеджмента и др.

Занятия проводятся в 8–11 классах. По истечении экспериментальной апробации цикла дисциплин под названием «Начальный менеджмент туризма и экскурсий» учащиеся вместе с аттестатами о среднем образовании получали сертификат о начальной туристской подготовке и профессию «гид-экскурсовод», «переводчик референт», более половины выпускников поступили на учёбу в филиал РМАТ.

Важное значение при этом имеют мотивы, формирование склонностей учащихся к получению специальности менеджера туризма.В содержании учебных программ по трём блокам были включены разделы знаний, формирующие интересы лицеистов, мотивирующих их обучение в направлении освоения навыков и умений профессиональной деятельности.

Содержание обеих программ отвечает указанным выше задачам обучения и запросам практики, с одной стороны, функциям будущей профессиональной деятельности, с другой стороны.

На данном уровне образования делается акцент на организационно-управленческих аспектах туристской деятельности с учётом специализации лицея, принимая во внимание функции будущего специалиста по организации, реализации и управлению программами (турами, маршрутами) спортивного туризма. Учебная программа может быть увеличена на 20–30 % внутри дисциплин на изучение особенностей спортивного туризма. В первую очередь, это относится к дисциплинам «Спортивно-оздоровительный туризм», «Краеведение», «Туристские ресурсы региона», «Экскурсоведение», «Введение в туризм».

Раскроем структурно блок «Содержание». В нём мы ввели следующие дисциплины:

— «Спортивно-оздоровительный туризм».
— «Физическая культура».
— «Туристские ресурсы».
— «Краеведение».
— «Анимация».

В этом блоке освещаются дополнительные дисциплины, ориентирующие на будущую специализацию «Менеджмент природного рекреационного туризма».

Менеджер природной рекреации способен работать в природной рекреационной среде [заповедниках, национальных парках, на маршрутах самодеятельного (спортивно-оздоровительного) туризма различной категории сложности]. Это минимальный набор тем, позволяющий готовить квалифицированные кадры соответствующего уровня для организации и проведения спортивных походов, путешествий и других массовых туристских мероприятий.

Задача блока — дать слушателям умения и навыки, необходимые: для обеспечения безопасности проведения туристских мероприятий; для работы с группой в условиях природной среды на маршрутах различной категории сложности с учётом возрастных, физических и других особенностей участников; для работы в учреждениях по подготовке туристских кадров; для подготовки человека к выживанию в экстремальных условиях.

Углубление специальных знаний в области спортивно-оздоровительного туризма связано с тем, что наш регион по оценке ресурсов отнесён к наиболее благоприятным районам для большинства видов туризма.

Кроме того, учитывая высокую социальную и оздоровительную роль спортивного туризма разработана программа его развития.Основные направления этой программы: создание на базе рекреационных земель системы спортивно-оздоровительных центров, туродромов, экостадионов, турлагерей, приютов и т.д.; воссоздание и реорганизация системы туристских клубов (мест общения, обучения, информационной базы); создание государственных общественных систем подготовки кадров.

Включение в модель этой дисциплины «Физическая культура» связано с тем, что работа будущего специалиста в области природной рекреации связана с большими физическими нагрузками. Целью физического воспитания студента является формирование физической культуры личности, наличие которой обеспечивает готовность к социально-профессиональной деятельности, включение в здоровый образ жизни, в систематическое физическое совершенство.

Достижение этой цели предусматривает решение следующих задач: создание целостного представления о физической культуре общества и личности, социальное и профессиональное развитие менеджера туризма, гида-проводника, инструктора туризма; приобретение основ теоретических и методических знаний по физической культуре и спорту, обеспечивающих грамотное самостоятельное использование их средств, форм и методов; формирование осознанной потребности к физическому самовоспитанию, самосовершенствованию, здоровому образу жизни; воспитание нравственных, физических, психических качеств, необходимых для личного профессионального развития; обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности гида-проводника, менеджера туризма: приобретение опыта творческого использования деятельности в сфере физической культуры и спорта для достижения жизненных и профессиональных целей.

В предмете «Физическая культура» чётко выделены три группы функций физической культуры: общекультурные, специфические и внутренние.

Общекультурные функции являются естественными, т.к. физическая культура — часть общей культуры. В эту группу входит множество функций, которые диктуются потребностями общества.

Основные общекультурные функции: образовательная, воспитательная, коммуникативная, нормативная.

Специфические функции — это физическая подготовка людей к жизни и труду, укрепление здоровья, повышение физического потенциала, развитие физических способностей, двигательных навыков и т.д.

Внутренние — присущие компонентам физической культуры: физвоспитание, спорт, физическая рекреация, физическая реабилитация.

Функции «Физическая рекреация» и «Физическая реабилитация» как самостоятельные сформировались в начале 80-х годов. Их значимость возрастает в настоящее время: данные функции направлены на удовлетворение потребностей общества и личности обучаемого и будущего специалиста.

Физическая рекреация (рекреативная физическая культура) — это двигательная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в активном отдыхе, содержательном развлечении и всестороннем совершенствовании личности.

Специфическими чертами рекреации являются: отсутствие всяческого принуждения, полная добровольность выбора средств, времени, места занятий, а также их форм и методов в зависимости от личных желаний, вкусов, настроений и конкретных условий.

Характерными чертами физической рекреации являются: свобода выбора средств и партнёров, подбор наиболее приемлемых физических упражнений, переключение на иные виды деятельности и как результат — радость, удовлетворение, мотивация.Учебная дисциплина «Физическая культура» в качестве обязательного минимума включает следующие дидактические единицы, объединяющие теоретический, практический и контрольный учебный материалы: физическая культура в общекультурной, профессиональной и социальной подготовке специалиста; физическая культура и обеспечение здорового образа жизни; основы физического и спортивного совершенствования; профессионально-прикладная физическая подготовка студента.

Теоретический материал ориентирует на формирование научного мировоззрения, единство научно-практических знаний, позитивное, ценностное отношение к физической культуре.

Практический материал состоит из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего овладение методами и способами деятельности в сфере физической культуры и спорта для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности; учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самостоятельности в физической культуре и спорте для физического совершенствования, повышению уровня функциональных и двигательных способностей личности.

Контрольный материал определяет объективный, дифференцированный учёт процесса, результатов учебной деятельности студентов. Теоретический и практический разделы программы предусматривают самостоятельные формы занятий студентов.

Дополнительный курс «Туристские ресурсы Свердловской области» рассчитан на 260 часов, в том числе: 72 часа аудиторных занятий, из них лекций — 32 часа, семинарских занятий — 18 часов, выездных занятий — 20 часов; 124 часа самостоятельной работы. Форма итогового контроля — экзамен.

В настоящее время происходит переориентация турфирм на внутренний и на въездной туризм. Свердловская область, благодаря особому географическому положению и уникальному комплексу природных достопримечательностей, представляет значительный интерес для туристских поездок российских и иностранных граждан. Поэтому нужны специалисты, знающие закономерности формирования территориальных рекреационных систем, развитие и размещение территориальных рекреационных систем всех типов и рангов, умеющие прогнозировать изменения и оптимальное функционирование территориально-рекреационных систем.

Цель курса — ознакомление студентов с рекреационными ресурсами Свердловской области и его туристской освоенностью. Задача курса — изучение основных понятий о территориальной рекреационной системе, формирование и функционирование ТРС региона в соответствии с природными, культурно-историческими и экономическими условиями.

Учебный план этого курса даёт содержание понятий:

  • ресурсов в туристской деятельности, типологии туристских ресурсов региона — по генезису (природные, культурно-исторические, трудовые), по направлениям использования (оздоровительные, лечебные, познавательные, религиозные и т.п.), по степени аттрактивности, по отношению к формам собственности, по транспортной и пешеходной доступности;
  • раскрывает: методы выявления и инвентаризации тур-ресурсов (в т.ч. картографирование), принципы и методы туристской квалиметрии (измерение качества, оценки), оценку временного потенциала ресурсов [сезонные ограничения, ограничения по режиму использования (музеи, охраняемые территории и т.д.)], подсчёт запасов ресурсов (по типам, качеству, пространственно-временным характеристикам), категоризацию запасов, содержание кадастров туристских ресурсов, методы их создания, ответственность, экономические основы пользования кадастровой информацией, формы аккумуляции: информационно-бумажные носители (паспорта и т.д.), туристско-ресурсные геоинформационные системы и т.д.;
  • разъясняет: особенности туристского ресурсопользования (отношение с собственниками и владельцами ресурсов, режимные ограничения и т.д.), туристскую ренту, её роль, методы определения;
  • ставит задачи: знать и уметь донести до слушателя в различных формах богатство туристского потенциала региона.

В период практики студенты работают в библиотеках области, в архивах, в музеях, в заповедниках по выявлению и инвентаризации туристских ресурсов; формируют паспорт туристских ресурсов региона.

Изучается курс «Краеведение», который рассчитан на 62 часа (36 л., 10 с., 16 пр.), вводится в учебный процесс в углублённом варианте. Форма итогового контроля — экзамен. Данный курс изучается студентами во втором семестре. Цель курса: дать представление об основах краеведения, дать умения в поиске и изучении краеведческого материала. Дать знания в области истории Свердловской области, познакомить с физико-географическими особенностями города и окрестностей. Изучить основные памятники истории и искусства. Формировать навыки исследования, сбора материала и составления необходимых документов (паспортов объекта, кратких справок, рефератов), развивать познавательные способности, воспитывать в духе высокой нравственности и патриотизма. Воспитывать ответственность за сохранение материальных и духовных ценностей.

Формировать объективное отношение к событиям и фактам. Воспитывать терпимость и уважение к различным традициям.Задачи: Дать знания по наиболее сложным для студентов (по доступности и осмыслению) темам и вопросам, дать стимул самостоятельной работы в изучении краеведческих объектов. Изучить конкретные объекты, используя самые разные формы обучения. Формы обучения: лекционные, семинарские, практические занятия, краеведческие экскурсии по городу и окрестностям, поездки с целью изучения объектов и источников, экскурсии музейные и выставочные; самостоятельная работа по изучению объектов и источников; использование знаний и навыков во время практики.

Курс «Анимация в природной рекреации» рассчитан на новое направление в туризме, которое призвано «вдохнуть душу» в туристские программы и тем самым привлечь клиентов. Ведь анимация — слово, в основу которого легли латинские слова: anima, animus — дух, душа; animates — жизнь. Анимация в туризме рассматривается как деятельность по разработке специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, входящие в сферу духовных интересов.

Такое определение анимации даётся в «Толковом словаре туристских терминов» (автор И. В. Зорин, В. А. Квартальнов, изданный в 1994 году (217)). В задачу тураниматоров входит умение организовывать культурный отдых, который является средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни. Духовно-нравственная и материальная эффективность деятельности досуга возможна, когда велика направленность человека на дело, когда имеется высокий уровень мотивации, когда досуговая работа выполняется творчески. Деятельный досуг позволяет оптимизировать решение профессиональных и семейных вопросов, укрепляет веру в себя, стимулирует жизненный оптимизм, способствует успешному взаимодействию человека с окружающими людьми, обществом и природой.

Таким образом, одна из актуальных проблем, связанная с оздоровлением общества и его будущим — это поиск оптимальных вариантов, а также определение приоритетов в организации и содержании досуга. В системе советского профсоюзного туризма был накоплен богатый опыт в организации культурного досуга. Для подготовки профессиональных специалистов необходимо его использовать и внедрять новое. Тураниматор должен помочь человеку сделать досуг интересным и содержательным. Есть множество способов сделать его таковым, и задача эта очень важная, потому, что именно в досуговой деятельности (художественной, гуманитарной, научной, прикладной, экологической и т.д.) становится возможным свободное творчество. Благодаря ему оптимально востребуются интеллектуальные и эмоциональные, духовные и физические ресурсы человека, что влечёт психологическую стабилизацию его жизни.

Использование личностно-ориентировочных технологий в педагогическом процессе свидетельствует о значимости таких факторов эффективного профессионально-личностного развития специалиста как личная заинтересованность в своём профессионально-личностном росте; общественное признание успехов, результативности труда; высокий уровень сформированности профессионально-обусловленных личностных качеств, ранее профессиональное самоопределение; постоянное повышение профессиональной компетентности.

Использованные образовательные технологии обеспечивают профессионально-личностное развитие менеджеров туризма в области природной рекреации в той мере, в какой удаётся осуществить интеграцию общепрофессиональных и специальных знаний и умений.


Вернуться в раздел экологического туризма


 

Психологический статус человека на территориях экологического неблагополучия / В настоящей монографии представлены материалы исследования комплексного влияния, которое жизненная среда территорий региона экологического неблагополучия (Читинской области) оказывает на психологический статус человека. Исследование проведено на выборке, составленной из детей дошкольного, младшего шПсихологический статус человека на территориях экологического неблагополучия
В настоящей монографии представлены материалы исследования комплексного ...
Локальные механизмы глобальных изменений природных экосистем / В монографии впервые описывается развёрнутая прогнозная топо-экологическая концепция как научно-методическая основа локального мониторинга лесных экосистем при глобальных изменениях климата. Излагается разработанная автором методика локального ландшафтно-экологического прогнозирования. На примере леЛокальные механизмы глобальных изменений природных экосистем
В монографии впервые описывается развёрнутая прогнозная топо-экологическая ...
Экология нефтегазового производства / Приведены сведения об общей экологической обстановке, создавшейся в результате деятельности людей. Рассмотрены механизмы возникновения негативных влияний объектов нефтяной и газовой отраслей промышленности на окружающую природную среду, изложены задачи, стоящие перед нефтяниками по охране и улучшениЭкология нефтегазового производства
Приведены сведения об общей экологической обстановке, создавшейся в результате ...