Организация охраны природных комплексов и объектов

Особо охраняемые природные территории России — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Вернуться в раздел «Особо охраняемые природные территории (ООПТ)»

Организация охраны природных комплексов и объектов

Традиционным и важнейшим направлением деятельности государственных природных заповедников является сохранение в естественном состоянии природных комплексов и объектов. Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников осуществляется специальной государственной инспекцией по охране этих территорий, работники которой входят в штат соответствующих заповедников. По состоянию на 1 декабря 2000 г. общая численность работников охраны государственных природных заповедников составляла около 2 000 человек.

В последние годы удалось сформировать качественно новую нормативно-правовую базу, что позволило решить ряд вопросов, принципиальных для организации работы по борьбе с экологическими правонарушениями на заповедных территориях, в том числе:

  • установление жёстких форм административной ответственности за любые нарушения заповедного режима;
  • предоставление службе охраны заповедников значительных прав по осуществлению контрольно-инспекционных функций;
  • предоставление заповедникам права самостоятельно распоряжаться штрафными и исковыми суммами, взысканными с нарушителей.

Служба охраны заповедников, ранее имевшая статус ведомственной лесной охраны, была реорганизована в специализированную государственную инспекцию. Среди вновь приобретённых прав её работников следует отметить право самостоятельного наложения административных штрафов, конфискации орудий и продукции природопользования, проведения досмотра вещей и транспортных средств, использования специальных средств защиты: на-ручников, резиновых палок и прочей «полицейской» атрибутики. Активно внедрялась такая прогрессивная форма охраны, как патрулирование силами оперативной группы.

В целом результативность мероприятий по охране заповедных территорий, в том числе по борьбе с браконьерством, за последние годы существенно возросла. Значительно расширилась и практика взыскания заповедниками с виновных физических и юридических лиц денежных сумм в возмещение экологического ущерба, в том числе в судебном и арбитражном порядке.

Как и на протяжении всей отечественной истории заповедного дела, борьба с браконьерством и иными экологическими правонарушениями на заповедных территориях сопряжена с огромными физическими, нередко, моральными трудностями и профессиональным риском. В то же время в последние годы, в условиях экономического кризиса и резкого ухудшения криминальной обстановки, антропогенный прессинг на заповедную территорию увеличился и стал более ощутимым.

Как показывает мировая практика, только полноценное государственное финансирование позволяет обеспечить охрану территорий, подобных заповедникам. К сожалению, крайне недостаточное финансирование системы отечественных заповедников явно не обеспечивает нормального функционирования этой уникальной системы. Заповедники испытывают острейший дефицит оборудования, горюче-смазочных материалов, транспортных средств, служебного жилья, что осложняет работу всех подразделений и, в первую очередь, службы охраны.

Отсутствие необходимых средств не позволяет оснастить инспекторскую службу по охране заповедника современными средствами связи, приборами наблюдения, форменным обмундированием, полевым и специальным снаряжением. Следует особо подчеркнуть исключительно низкий размер должностных окладов государственных инспекторов по охране заповедных территорий, исчисляемых в соответствии с Единой тарифной сеткой. Это обстоятельство является ключевым препятствием на пути комплектования инспекторского состава подходящими кадрами и, следовательно, не даёт возможности значительно повысить эффективность работы по охране заповедных территорий.

Исключительно осложняют деятельность службы охраны и снижают её результативность отсутствие должного пропагандистского сопровождения, а также необходимого взаимодействия с местным населением. Явно недостаточен и уровень взаимодействия служб ох-раны заповедников с правоохранительными и природоохранными государственными органами. Для гарантированной защиты природных комплексов и объектов заповедников требуется дальнейшая реформация в сфере организации и деятельности службы их охраны.


Вернуться в раздел «Особо охраняемые природные территории (ООПТ)»


 

Гидробионты в оценке качества вод суши / В монографии рассмотрены современные подходы использования методов экологического контроля антропогенного воздействия на качество природных вод. В сравнительном аспекте рассмотрено современное состояние исследования качества вод биологическими и химическими методами. Проанализирована информация по оГидробионты в оценке качества вод суши
В монографии рассмотрены современные подходы использования методов ...
Наука и удивительное / Книга рассказывает о том, как устроен мир, как человек понимает природу, о том, как эволюционируют живые организмы. Книга затрагивает вопросы биологии, химии, физики.Наука и удивительное
Книга рассказывает о том, как устроен мир, как человек понимает природу, о том, как ...
Давайте говорить правильно! Лексика современной экологии / Факультет филологии и искусств СПбГУ продолжает разрабатывать серию, открытую словарём «Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения». Как и предшествующие словари, данное справочное пособие предназначено для самого широкого круга читателей и призвано помочь имДавайте говорить правильно! Лексика современной экологии
Факультет филологии и искусств СПбГУ продолжает разрабатывать серию, открытую ...